Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Гадание на министерской гуще

Гадание на министерской гуще

Управлять нефтегазом России будут люди, считавшие его ресурсным проклятием страны   

Вот и состоялись назначения в правительстве, прошли первые обсуждения кадровых изменений. Однако же вопросов остается много. Самое интересное, что кураторами нефтегазовой отрасли, и в целом энергетики, стали люди, которые, вообще-то, всегда считали энергетику тупиковой моделью развития.

Очень часто приходится слышать, что сырьевая модель роста исчерпала себя, достигла придела, что «ресурсное проклятие» мешает жить, что нас пожирает страшная «голландская» болезнь. Аркадий Дворкович, новый вице-премьер по реальному сектору экономики, известен именно такими взглядами. Он яркий сторонник современной инновационной экономики. В головах у наших модернизаторов обычно инновационная экономика строится на руинах старой. У нас вообще не получается создать что-то новое, не уничтожив старое. В этом плане любопытно будет, как Аркадий Дворкович теперь будет относиться к энергетике.

Там вообще много забавных вопросов. Скажем, г-н Дворкович был «шерпой», который отвечал за переговоры с «G20». В итоге мы подписали конвенцию о запрете субсидий в экономике. А вот на Западе в структурах, близких ВТО, под субсидиями понимают, например, в том числе изменение налогового режима. Скажем, мы снизили налоги по шельфовым проектам - так вот в методологии ВТО и в других западных структурах это называется субсидией. Так при помощи Аркадия Дворковича мы подписали документы, которые предписывают нам бороться с такими субсидиями. Возникает вопрос: а как мы собираемся развивать тот же нефтегазовый комплекс, если мы не будем менять налоговую политику? С другой стороны, если мы будем менять налоговую политику и снижать налоги, получится, что это субсидии, с которыми Аркадий Дворкович призывает бороться. Как быть с этим? То же самое и с ВТО. Очень любопытно, что громче всех против ВТО выступали аграрии и производители сельхозтехники. Теперь они будут курироваться г-ном Дворковичем. Как быть с этими парадоксами?

Министр энергетики Александр Новак четыре года был заместителем министра финансов. Да, он не так ярко выступал, как его бывший начальник Алексей Кудрин, который прямо говорил, что надо душить нефтегазовую отрасль налогами, все налоги собирать в бюджет и ни в коем случае не отдавать их назад в отрасль, а размещать эти деньги в американские ценные бумаги и вообще уводить подальше от России, потому что инвестировать в России опасно. Как быть здесь?

Эти конфликты достаточно очевидны. Люди, представлявшие лагерь «проклятистов», назовем его так (т.е. они говорили о «ресурсном проклятии»), вдруг стали кураторами отрасли. Очень интересно: у них мозги по-прежнему будут работать или как-то перестроятся? Это ключевой момент. Если, например, новый министр энергетики будет мыслить в категориях замминистра финансов, это будет очень грустная история и с управлением отраслью у него будут огромные проблемы. Отрасль его не поймет в этой ситуации. То же самое касается профильного премьера. Если он по-прежнему будет считать, что новая экономика рождается на костях старой, то как он будет курировать эту старую экономику? Или же он забудет про нее и сосредоточится только на прорывных вопросах?

Пока у нас вопросов больше, чем ответов. Конечно, мы надеемся, что одно дело, когда ты являешься творцом различных программ, а другое дело, когда ты реально управляешь этим сегментом. Возможно, это приведет к тому, что человек перестроится. Очень хотелось бы, чтобы это был не просто переход с одного места работы на другое, а чтобы все-таки на новом месте работы эти люди шире посмотрели на существующие проблемы и, может быть, от значительной доли своих прежних установок отказались. 

Автор: Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики