Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украинское дежавю

Украинское дежавю

Наши отношения с Украиной оставляют ощущение хождения по кругу, причем неоднократного 

 Украинские эксперты все время предлагают сменить повестку дня. Конечно, здорово было бы сменить, потому что невозможно уже говорить про цены на газ, про трубы. Но представьте, у вас болят зубы и вы пришли к стоматологу, а он вам говорит: «Ну, сколько можно уже? Давай сменим повестку дня и вырежем тебе аппендицит!». Странно бы прозвучало, правда? Нельзя отмахнуться от реальных проблем и заняться чем-то другим.

Россия давно уже сделала ясное предложение: «Ребята, если Вам не нравятся цены на газ, мы можем снизить их существенно, более чем в два раза, перейти на внутрироссийские цены, как это произошло с Белоруссией, при одно условии: нужно допустить «Газпром» до управления газотранспортной системой, сделать «Газпром» ключевым акционером той компании, которая будет владеть ГТС Украины». «Газпром» должен быть контрольным акционером, ключевым собственником ГТС, вот и все. Но дальше начинаются страшилки об оккупации через трубу.

Когда Россию обвиняют в каких-то политических моментах в газовых отношениях, то зачастую наши партнеры в гораздо большей степени политизированы, и Украина тому ярчайший пример. Как только с украинцами начинаешь говорить про газ, так обязательно всплывает политика. И власти Украины ведут себя именно политически, отказываясь посмотреть на вопрос с точки зрения экономической выгоды. Напомню, есть контракт 2009 г. Казалось бы, если ты хочешь его поменять, давай экономически рассмотрим эту тему. Нам труба нужна не для того, чтобы присоединить Украину. Нет. Это вопрос гарантий безопасности поставок российского газа в Европу. Но Украина все время пытается смотреть на эти вопросы политически. И к визиту Владимира Путина в Киев 12 июля, когда должны пройти очередные переговоры, Украина подготовила несколько политических «козырей», как ей кажется.

Во-первых, законопроект о статусе российского языка. Там заложена идея о возможности наделения русского языка статусом территориального. Фактически на половине украинских территорий русский язык может получить официальный статус. Этот процесс вызвал бурю эмоций. И ясно, что Виктор Янукович будет предлагать президенту России этот закон как крупную уступку в обмен на дешевый газ. Но было бы крайне неверным покупать тему русского языка на Украине за газ. Это совершенно разные истории, и не стоит здесь в политику вдаваться.

Вторая история заключается в том, что Высший суд Украины, который рассматривает сейчас кассацию по делу Юлии Тимошенко, как раз 12 июля будет заседать, хотя должен был заседать 26-го. Ясно, что перенос заседания посвящен визиту Владимира Путина. Янукович пытается связать тему Тимошенко с газовым вопросом. Позиция России по этому вопросу еще проще: «Ребята, мы сочувствуем Тимошенко, не понимаем, почему она находится в тюрьме, но, естественно, платить за ее освобождение ценой на газ мы не собираемся».

В ситуации с Тимошенко есть и более философский вопрос: должно ли государство отвечать за действия своих чиновников? Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, официальным, а не самозванцем, дала санкцию на подписание двух договоров на транзит и на поставку газа на Украину. Нынешний премьер-министр Николай Азаров недавно заявил, что эти контракты фактически для Украины не существуют: «Мы будем потреблять столько газа, сколько необходимо для нашей жилищно-коммунальной отрасли, народного хозяйства и подготовки к зиме». А контракт, подписанный в 2009 г., как сказал премьер Азаров, останется на совести Тимошенко. Т.е. Киев отказывается от решений, принятых прошлыми руководителями. Я понимаю, если бы Тимошенко была самозванкой на момент подписания газовых договоров, но она была премьер-министром. Она была действующей на тот момент властью.

Если мы так будем подходить к государственным решениям, то тогда любой новый руководитель страны может отрицать вообще все, что сделал старый. Так мы можем очень далеко зайти. Почему бы, действительно, не объявить решения Никиты Сергеевича Хрущева о передаче Крыма Украине преступными? Давайте его осудим, пусть все останется на совести Никиты Сергеевича. Я намерено привожу провокативный пример, но как можно так относиться к решениям прежних руководителей своего государства?

Попытка продать политику является одной из основополагающих линий поведения для украинской элиты. Я надеюсь, что Путин покупать политику не будет. Правда, из этого следует естественный вопрос: а что же будет 12 июля? Ответ не менее естественен: ничего не будет. Похоже, мы опять ни о чем не договоримся, опять не будет прорыва. И это грустно, потому что ситуация все ухудшается и ухудшается. У Украины сегодня нет денег, чтобы закупать газ. «Газпром» уже сам дал кредит в 2 млрд («Газпром банк» подписал кредитный лист на эту сумму). Вот на эти деньги и будет закупаться газ, который будет закачиваться в подземные хранилища. Украина играет, надеясь угадать, когда российский газ будет чуть подешевле, чтобы начать его закупать. В третьем квартале, по оценкам экспертов, цена на газ может снизиться с 432 до 426 долларов за тысячу кубов. И на разнице в 6 долларов можно найти экономию. Но посмотрите сейчас-то какая цена на нефть, в четвертом квартале она опять может вырасти. И все эти игры с экономией копеечки Украине ничего не принесут. Пока еще Партия регионов не утратила стратегический контроль над Радой и может принимать сложные решения, как, например, решения о статусе русского языка или даже о ГТС. А что будет осенью? Может, осенью уже этого не получится. Т.е. тут вопрос в оперативности. Если уж мы запустили процесс принятия решения по трубе, не дожидаясь парламентских выборов, то пора предпринимать какие-то действия.

Пока я не жду какого-то прорыва от визита Владимира Путина на Украину, прежде всего потому что украинская сторона не проявляет гибкости. Нам нужна труба, и, конечно, от этого принципа мы отступаться не будем.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики