Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за январь 2013 г.

Топ-лист событий за январь 2013 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за январь 2013 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Совещание правительства о перспективе освоения шельфа

    Это совещание ждали несколько недель, оно много раз переносилось. Было очень много написано о подготовке этого мероприятия. Говорили, что будет скандал, битва, что министр природных ресурсов Сергей Донской выступит в поддержку частных компаний. В результате ничего этого не произошло, у частных компаний защитников не нашлось. И государственные компании пока легко сохранили свою монополию на шельфовые проекты. Аргументы частных компаний вполне понятны. Допуск их на шельф позволил бы ускорить геологоразведку и продвинуть вперед шельфовые проекты. Но эти аргументы услышаны не были, государственные компании очень жестко отстаивали свою монополию. Однако в воздухе повис самый главный вопрос: если приватизация «Роснефти» является официальны курсом, значит, «Роснефть» тоже в перспективе будет частной компанией? Как быть с этим? Не стоит ли уже сейчас задуматься о том, как будет выглядеть законодательство через несколько лет, если, конечно, правительство не лукавит и действительно собирается сделать «Роснефть» частной компанией.

  2. Обсуждение перспектив отмены экспортной монополии Газпрома

    В этом вопросе государство в большей степени поддерживает частные компании и прежде всего компанию НОВАТЭК. Хотя именно здесь никакой логики в отмене экспортной монополии совершенно нет. Т.е. когда мы говорим про шельф, аргументы частных компаний понятны. А вот когда мы говорим про экспортную монополию на газ, никаких аргументов нет, потому что ясно, к чему приведет отмена этой монополии – к тому, что на европейском рынке российский газ начнет конкурировать с российским же газом и будет сбивать цену. Зачем это нужно, абсолютно непонятно. В принципе, если мы говорим о сохранении доли рынка, то сохранить ее очень просто: можно взять и самим снизить цены. Только вопрос, зачем? Нужно это делать или нет? Что касается аргумента, что экспортная монополия не позволяет продавать газ с проекта «Ямал СПГ», то это не совсем так. На самом деле, есть контракт у «Ямал СПГ» с «Газпром экспортом», согласно которому «Газпром экспорт» фактически выполняет только функцию таможенного оформления газа, потом возвращает этот газ собственникам «Ямал СПГ», которые сами могут его реализовать. В этом плане по данному проекту давно уже достигнуто согласие. Другое дело, что этот газ будет достаточно дорогим и никто его пока контрактовать не хочет. Но это совершенно иная история, которую не вылечить отменой экспортной монополии.

  3. Захват террористами газового комплекса в Алжире

    Важнейшее событие привлекло небольшое внимание мировой прессы. По крайней мере, внимание абсолютно несопоставимое, скажем, с военной операцией в Сирии. Несмотря на успех французской операции в Мали, мы видим, насколько хрупким оказывается мир в том же Алжире, который на фоне соседних североафриканских стран выглядел островком стабильности. Террористический интернационал в Мали, несмотря на поражение, которое он, вроде бы, терпит, спокойной и быстро распространяет свое влияние на соседние страны. В этом плане Алжир, оказывается, может быть в любой момент подвергнут серьезной террористической атаке. Можно сказать, еще легко отделались тем, что произошло на заводе, потому что был риск подрыва газопровода. Алжирский спецназ и алжирская армия действовали очень жестко. При этом западные страны никаких претензий к Алжиру не предъявили, но почему? Потому что, если признать, что поставки газа из Алжира находятся в зоне серьезных политических рисков, это будет означать и признание того, что энергетическая стратегия Европейского Союза, которую можно свести к простой формуле «покупай, у кого хочешь, только не у России», весьма и весьма спорная. На самом деле, все основные новые энергетические партнеры ЕС – это исламские государства. И в этих исламских государствах, естественно, стремление использовать газ как способ политического давления очень велико. И политические риски гораздо больше. Это объясняет то, что западные страны «проглотили» историю с алжирскими террористами, «проглотили» те жертвы, которые они вынуждены были принести, ведь там среди погибших заложников были и европейские граждане. Фактически ЕС закрывает глаза на то, что сегодня север Африки представляет собой зону нестабильности с крайне серьезными рисками террористических атак. Исламский газ в политическом смысле гораздо более опасен для европейцев, чем российский газ.

  4. Иск Газпрома к Украине

    Горячие головы называют это «новой газовой войной». Пока «газовой войны» не случилось, если понимать под этим риск перекрытия транзита. Ни в коем случае нельзя этого допустить. Что касается формальной стороны, у Газпрома, в общем-то, есть основания для этого иска. Можно, конечно, задаться вопросом, почему при наличии аналогичных претензий в течение трех лет после подписания контракта иски не предъявлялись, а на четвертый год Газпром решил иск предъявить. Видимо, Владимира Путина окончательно достало украинское руководство, которое не хочет слушать рациональных аргументов и продолжает рассказывать, что труба – это суверенитет Украины. Наверное, уже дана команда по-полной прижимать к стенке, пленных не брать и на компромиссы не идти. Главное, чтобы не было перекрытия трубы. Нельзя исключать, что дело окажется в Стокгольмском арбитраже. Может быть, это даже будет полезно, если стороны будут разбираться не при помощи политических инструментов, а при помощи судебных исков, тем более на независимой площадке.

  5. Газпром и НОВАТЭК подписали меморандум о создании совместного предприятия в области производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал

    Теперь возникает желание построить еще один завод по производству сжиженного газа на Ямале рядом с проектом НОВАТЭК. С одной стороны, эти планы полностью вписываются в ту философию, которую активно предлагают России – больше внимания уделять СПГ. С другой стороны, очевидны проблемы российского СПГ: основные наши месторождения находятся вдалеке от морской акватории, а те месторождения, которые находятся близко к ней, как на Ямале, к сожалению, имеют выход не в такое теплое море, как в Африке или на Ближнем Востоке. Поэтому требуется ледокольное сопровождение судов. Все это, естественно, будет приводить не только к удорожанию газа, но и потребует сложных технических решений. Надо понимать, что ямальский газ в виде СПГ – это очень амбициозный и сложный проект.

  6. Референдум по атомной станции в Белене

    Здесь решается вопрос не только о судьбе данной станции. Вопрос более интересен и связан с демократическими процедурами и энергетическими проектами. Если ЕС все же следует демократическим нормам и мнение населения будет учитываться, то многие проекты реализовывать будет очень сложно. Возьмем ту же станцию в Белене. Известно, что официальное руководство Болгарии принципиально против этого проекта. Однако на референдуме проект получил одобрение. Да, явка была не слишком высокой, и результаты референдума не признаны, но все-таки большинство из пришедших проголосовало «за» развитие атомной энергетики в Болгарии. Аналогичные проблемы возникнут и при добыче сланцевого газа. Т.е. если вы считаете, что сланцевый газ помогает вам избавиться от зависимости от России – это мнение европейских политических элит. А мнение населения, которое будет жить на этих территориях, где поедут гигантские грузовики, где будут разбиты дороги, где нужно будет отдавать земли под горизонтальное бурение, может быть совершенно иным. В этом плане демократические процедуры могут остановить ряд важных энергетических проектов для Европы и поменять энергетическую карту ЕС, как, к примеру, тот же отказ Германии от атомной энергетики, произошедший именно благодаря населению. Это важный фактор.

  7. Обсуждение «Роснефтью» перспектив поставки нефти в Китай через Казахстан

    Интересная история: построили трубу до берега Тихого океана, и вдруг – бах – компания «Роснефть» обсуждает варианты того, что поставки в Китай будут вестись через Казахстан. Это, конечно, интересная ситуация. Одна госкомпания строит трубу, а другая госкомпания раздумывает, стоит ли ее пользоваться. Проблема здесь достаточно проста: «Роснефти» интересен Китай, а Козьмино – это прежде всего поставки в другие регионы. При этом кроме ванкурской нефти на востоке страны добычи практически нет, и дополнительной нефти там нет. И мы опять возвращаемся к проблеме единой государственной энергетической политики: ее нет и разные государственные компании решают свои собственные интересы, никакого единого координационного центра нет. Вот и возникают такие казусы, крайне обидные.

  8. Визит президента государственной нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина в Венесуэлу

    «Роснефть» четко показала, что никакого ухода из Венесуэлы не будет. Наоборот, речь идет об увеличении инвестиций в венесуэльские проекты. Хотя очевидно, что это не только высокие политические риски (всем известно здоровье Уго Чавеса, резко ухудшившееся), но это вывод инвестиций из страны. Очень странно, что мы, испытывая сложности в производстве нефти, стимулируем наши нефтяные компании к выводу инвестиций, а это недополученные рабочие места. Очевидно, что от добычные проектов на российской территории выгоды очень много, но вместо этого мы поощряем инвестиции в другие регионы, причем с высокими политическими рисками. Почему мы решили стать глобальными энергетическими игроками, совершенно не ясно.

  9. Переход с января 2013 г. на стандарт топлива Евро-3

    Отказ от потребления топлива Евро-2 все-таки вступил в силу с 1 января 2013 г. Мы больше не потребляем это низкокачественное топливо. Наконец-то государство показало, что решения, которые оно принимает, все же будут выполняться. Важно, что этот запрет уже давно должен был вступить в силу, но под давлением тех компаний, которые не успевали переоснастить свои заводы, срок ввода его неоднократно переносился. Те компании, которые инвестировали в нефтепереработку, оказались в глупой ситуации: зачем инвестировать, когда те, кто не инвестировал, оказался в выигрыше? Но хорошо, что это решение введено, это большой плюс.

  10. Продолжившийся рост цен на бензин на внутреннем рынке

    Это важная тенденция, потому что цены на топливо вообще определяют уровень инфляции в стране. Надо понимать, что цена на нефть на мировом рынке продолжает расти, акцизы продолжают повышаться, в этой ситуации, конечно, и бензин будет дорожать. И даже в те периоды, когда нефть на мировом рынке дешевеет, на нашем внутреннем рынке это никак не отражается. Нефтяные компании научились считать рентабельность поставок сырой нефти на экспорт и бензина на внутренний рынок, и в этом плане они четко следуют принципу равнодоходности. Когда цена на нефть на мировом рынке растет, дорожает и наш бензин. Когда дешевеет нефть, бензин не дорожает, потому что здесь наши нефтяные компании используют олигопольный принцип: никакой конкуренции нет, и, конечно, цену они легко держат. В этом плане ФАС уже давно показал свою беззубость в борьбе с олигополией на внутреннем рынке, так что автолюбителям не остается ничего другого, как ждать нового повышения цен на топливо. Тем более, что в этом году федеральных выборов в стране не будет и значит, никаких мораториев не будет тоже.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики