Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Демократия и инновации

Демократия и инновации

Вопреки ожиданиям политического руководства некоторых европейских стран, их население может выступить в пользу энергозависимости от России 

Говоря о новом энергетическом укладе, очень часто мы слышим, что новые технологии позволят производить нетрадиционные, инновационные виды топлива, скоро произойдет новая революция в электроэнергетике. При этом надо понимать, что любые инновации, как ни крути, связаны с рисками. Зачастую общество весьма консервативно подходит к этому и риски считает очень существенными.

В этом плане очень интересно, что в борьбе с Россией, например, на том же европейском рынке энергоносителей тамошние элиты заявляют достаточно большое количество проектов, с очевидностью имеющих политическую компоненту. Но по многим этим проектам естественным союзником России, как ни пафосно это звучит, может выступить и выступает европейская демократия.

Возьмем, к примеру, тему сланцевого газа, которая в последнее время получила новый масштабный информационный всплеск. Это связано и с украинскими событиями, уже прокомментированными на портале Эксперт. Ну и вот последние заявления о том, что Литва и Румыния начинают геологоразведку и собираются приступать к добыче сланцевого газа. Соединенные Штаты обнадеживают, что передадут этим странам экологически безопасные сланцевые технологии. На самом деле, широко известно, что никаких экологически безопасных технологий добычи сланцевого газа не существует. Ведь известно, что при добыче вы вынуждены добавлять химреагенты в воду и вода эта попадает в питьевые коллекторы городов. При этом вы также вынуждены, поскольку используется горизонтальное бурение, разбуривать гигантские территории. Вы вынуждены постоянно перемещать буровые установки на гигантских грузовиках, которые будут разбивать ваши дороги. Если все это разъяснить населению и спросить его мнение, то оно может серьезно отличаться от позиции европейских элит. Уже есть несколько примеров того, как ряд вопросов в энергетической политике европейских государств выносятся на референдумы и результаты этих референдумов полностью противоречат позиции руководств этих стран.   

Возьмем атомную энергетику. Атом ведь тоже совсем недавно подавали как альтернативу российским углеводородам. В Литве строительство атомной станции было инициировано руководством страны и представлялось именно как способ избавиться от 100-процентной зависимости от российского газа. Однако население Литвы на референдуме высказалось против атомной энергетики. Правда, результаты тут же объявили юридически ничего не значащими – оказалось, что референдум носил консультативный характер. Возникает вопрос: зачем проводить референдум, зачем использовать инструменты прямой демократии, чтоб потом это мнение в своей деятельности не учитывать?

А в Болгарии все произошло наоборот. София пыталась отказаться от предлагаемых Россией атомных проектов. Все это кончилось референдумом по будущему атомной энергетики, и большинство населения Болгарии высказалось «за» атомную станцию. Т.е. если в Литве сказали «против», но этот проект был направлен против России, то в Болгарии, наоборот, сказали «да» атомной энергетике, но при этом руководство Болгарии пыталось как раз закрыть предлагаемые Россией проекты. По закону, в Болгарии, чтобы референдум состоялся, нужно, чтобы пришло больше людей, чем на последние общенациональные выборы. И вот уже говорят, что явка была низкой, результаты сочли носящими консультативный характер. Хотя все видят, что здесь пытаются использовать элементы прямой демократии, а когда результат не соответствует ожиданиям, тут же пытаются про это забыть.

Так вот, когда на самом деле произойдет разъяснение населению европейских государств сути того же сланцевого газа и будут проводиться референдумы по этим вопросам, когда за дело возьмутся экологи, а сейчас международные организации уже внимательно присматриваются к сланцевому газу, и здесь, я надеюсь, будет очень внимательное изучение экологических последствий добычи сланцевого газа, так вот, тогда результаты этих референдумов будут далеко не такими, как хотелось бы правительствам этих государств. Если вам Литву не жалко, то можно начинать добычу сланцевого газа. Но помните, что в этот процесс нужно вовлекать гигантские территории. Когда маленькие государства Европы начинают задумываться о добыче сланцевого газа, что всегда вызывает изумление – то, что у них нет необходимой для этого территории. Есть такой циничный анекдот про Венгрию: «почему в Венгрии не любят играть на аккордеоне? - потому что начинаешь играть, и одна рука в одной стране, а другая - в другой». На самом деле, этот анекдот можно и про Литву рассказать. Может, он и обидный, но в целом, с точки зрения географии, верный. Взять и разбурить полстраны – это весьма рискованное мероприятие. И если дело все-таки дойдет до демократических процедур и спросят население, как раз население вполне может сказать «нет» такого рода инновациям, которые могут малые государства Европы попросту уничтожить.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики