Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нефтяная корова России

Нефтяная корова России

Налог на добавленный доход вместо НДПИ надо было вводить еще вчера 

На минувшей неделе Министерство финансов России предложило повысить на 5% налог на добычу полезных ископаемых по нефти. Это знаковое событие.

В последние годы нефтяные компании указывают на одно простое обстоятельство: ситуация в добычном комплексе очень тяжелая. Все понимают, что нельзя десятилетиями выезжать на тех месторождениях, которые были открыты, введены в действие еще в советское время. Уже двадцать лет как нет СССР, а месторождения Ханты-Мансийского округа по-прежнему являются основными в добыче нефти в стране. Ясно, что приходится смещаться в новые регионы освоения. И здесь нет еще четкого понимания, что это будет. Сначала мы говорили про восток Сибири, потом про шельф, сейчас все больше суждений о труднодоступной нефти Западной Сибири, говорят про Баженовскую свиту, про другие проекты.

С точки зрения налоговой политики, абсолютно неважно, что станет приоритетом. Во всех этих случаях мы нуждаемся в абсолютно новой налоговой политике. Да даже и по старым месторождениям проблема очевидна. Ведь в чем принципиальная трудность существующей налоговой системы в нефтяном бизнесе? Она не стимулирует разработку новых месторождений, и она не стимулирует реанимацию старых месторождений. Иными словами, на подъеме и на спаде эта налоговая система абсолютно не стимулирует нефтяные компании к активному инвестиционному процессу. Это и есть основная проблема. Сейчас-то мы и оказываемся в ситуации, когда советские месторождения находятся на спаде, а гринфилдов у нас мало и их необходимо запускать.

Государство вообще пошло по принципу исключений. Оно согласилось с тем, что нужно стимулировать добычу на востоке, на шельфе, трудноизвлекаемые нефти. По всем этим направлениям разрабатывается особый налоговый режим. Я думаю, что этот путь в принципе неверный. Исключения – это всегда плохо. Должна быть нормальная единая четкая и внятная налоговая система. Единая – это не означает, что на всех месторождениях будет единая ставка налогов. Это сейчас происходит, когда вы платите экспортную пошлину, когда вы платите НДПИ вне зависимости зачастую от того, где у вас находится месторождение, в каком оно находится состоянии, далеко ли оно от нефтепровода. Это все не учитывается. Я говорю про единые принципы взимания налогов. Когда речь идет об исключениях, это означает, что нефтяники должны ходить к чиновникам и уговаривать их отнести ваши месторождения к той или иной льготной категории. Это в корне неверно. Это сегодня мина под нашим нефтяным комплексом, который вот-вот войдет в период спада добычи.

 Мы всегда поддерживали отказ от нынешней налоговой системы. Она сыграла свою роль. Да, эта система была нацелена на изъятие доходов нефтяных компаний. Для начала нулевых это было важно, шло восстановление государства, и отказ от сверхльготных налоговых схем был предопределен. Но сегодня, когда перед нефтяной отраслью стоят совершенно иные задачи, когда нужно инвестировать в новые проекты, эта налоговая система, безусловно, является репрессивной и никак не стимулирует развитие новых проектов. В этом плане идеи принципиальной смены философии налогового обложении абсолютно верные.

Правительство много лет думает о введении НДД – налога на добавленный доход. Это как раз и стало бы проявлением принципиально нового подхода к налогообложению. Если НДПИ не привязан, как я уже сказал, к структуре месторождения, к местоположению его, то НДД как раз является тем налогом, который эти моменты учитывает. НДД предполагает, что налогообложение ведется не от стоимости продажи. НДД платится с прибыли. Это совсем иной подход, который как раз и учитывает понесенные компаниями затраты.

Но что происходит? Происходит то, что у государства кончаются деньги. И мы видим, как лихорадочно государство ищет эти деньги, скребет по всем сусекам. Опять получается, что единственным источником выступает нефтяная и газовая промышленности. Ну, на газовую отрасль подняли не так давно НДПИ, принят план и дальнейшего его повышения. По нефтянке государство продемонстрировало понимание, что отрасль перегружена налогами. Принималась реформа «60-66-90», которая сокращала пошлину на экспорт сырой нефти. И вдруг – бах – такое откровенное предложение: «Дорогие друзья, нужно строить дороги, поэтому на 5% подкинем-ка мы вам НДПИ». Я понимаю, государство идет по самому простому пути: нет денег – пойдем к нефтяникам. Но, ребята, неужели трудно понять, что ситуация в отрасли действительно далеко не такая блестящая, во многом благодаря политике государства и налоговому режиму тоже. Нефтяники говорят: «Ребята, давайте изучим опыт НДД?». Мы о НДД говорим много лет, и вот сейчас только дозрели до того, что, возможно, на нескольких месторождениях – на Имилорском или на Шпильмана - будет использована в качестве тестового режима практика НДД. Но мне кажется, что этот тест надо было делать лет пять назад еще. А пока тут будет тестовый режим, по всей стране НДПИ повысят в пользу святого дела – строительства дорог. Правда, когда мы смотрим репортажи из Новгорода, где воруют сотнями миллиардов рублей на дорожном строительстве, то возникает вопрос: на святое ли дело пойдет нефтяные деньги или, может, очередной чиновник построит себе пятиэтажный особняк? Может, государству стоило бы уделить особое внимание эффективности расходов, а не использовать простую логику «нет денег – залезем к нефтяникам в карман»? В конце концов, можно использовать нефтяной комплекс как дойную корову, но эта корова, если ее доить сто раз в день, рано или поздно просто сдохнет.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики