Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Шанс на приватизацию украинской трубы

Шанс на приватизацию украинской трубы

Неумолимо надвигающийся экономический коллапс, возможно, сделает политиков Украины более сговорчивыми и прагматичными 

Украина рассматривает возможность разрешения на приватизацию своей газотранспортной системы. Это означает, что, если раньше ГТС являлась национальным достоянием, то теперь ее, вроде как, можно продавать.

Мифология украинской государственности зиждилась на идее трубы как национального достояния, Украина придумала и поверила в иллюзию того, что именно отъем трубы приведет к потере государственности. Я не случайно много раз сравнивал украинскую трубу с иглой жизни Кащея Бессмертного. Ясно, что этот миф абсурден и, конечно, контролируя трубу, нельзя никак контролировать Украину. И уж тем более говорить о каком-то там присоединении только за счет фактора контроля за этой трубой. Посмотрите на опыт Белоруссии. Там все магистральные газопроводы принадлежат Газпрому. Недавно Газпром переименовал «Белтрансгаз», 100% акций которого он владеет, в «Газпром трансгаз Белоруссия», чтобы еще раз подчеркнуть дочерний характер компании. Ну и что, стала Белоруссия очередным субъектом Федерации? Нет, конечно. Лукашенко как сохранял независимость, так и сохраняет.

В этом плане изменение подхода к будущему ГТС позитивно: впервые на Украине аккуратно предложили отказаться от этого глупейшего мифа. Вопрос только в том, насколько далеко зайдет Киев и не поздно ли он спохватился. События ведь развиваются: построены две нитки «Северного потока»; вот-вот начнется строительство «Южного потока» по европейской территории, а в конце года начнется укладка морской части «Южного потока»; по России строительство «Южного потока» уже идет ударными темпами; и то, что называется «Южный коридор», первая нитка трубы, достаточно активно возводится. В условиях нынешней конъюнктуры на европейском рынке Украина в весьма обозримой перспективе статуса транзитера лишится, а вместе с этим уйдет и последний козырь на переговорах по стоимости газа для Украины. Т.е. раньше Киев был уверен, что труба настолько нужна России, что та пойдет на любые ценовые уступки, только чтобы эту трубу получить. А сейчас эта логика рассыпается на глазах. И Украина уже, вроде, намекает, что она готова. Вопрос в том, не поздно ли это произойдет?

Хотя я считаю, что определенный шанс еще существует, ведь некоторая необходимость в украинской трубе все равно существует. Если мы получим контроль над украинской трубой, можно будет все-таки пересмотреть объемы «Южного потока», еще не поздно, можно сократить инвестиционные затраты на этот проект. И смысл в этом есть, особенно если учесть, что на период строительства «Южного потока» Украина способна наделать нам гадостей. Да и поведение украинской элиты трудно предсказуемо, а мы позволить себе еще одного перекрытия трубы сейчас, конечно же, не можем. Все равно Украина понимает, что любую цену за трубу сегодня никто платить не будет. Т.е. лучше бы ГТС иметь, но, если не будет позитивного решения, сам по себе сборник украинских сказок уже никому не интересен.

Так почему же украинская элита, правящая сегодня партия, столь долго сопротивляясь вопросу приватизации трубы, вдруг делает шаг навстречу? Я говорил, почему, собственно, президент Украины не хочет пойти на передачу ГТС России. С точки зрения экономических выгод, ясно, что это решение для Украины позитивное. Объясняется это просто: вы сокращаете стоимость газа и вы сохраняете транзит через свою территорию, получая транзитные деньги. Но почему эти очевидные экономические соображения не перевешивали политические? Да очень просто: как раз из-за того мифа, о котором мы говорили. Если вы двадцать лет твердите, что в трубе суть вашей незалежности, то ни один местный политик  не может себе позволить заявление о необходимости по-другому относиться к трубе, более прагматично. У него возникают серьезные политические риски. И я абсолютно убежден, что Виктор Янукович как раз, в отличие от Владимира Путина, мыслил более краткосрочными категориями. Все-таки президент России имеет возможность оперировать более долгосрочными планами: он уже тринадцать лет находится у власти и еще, как минимум, пять лет будет править, поэтому его игра имеет более долгосрочную стратегию. А у Виктора Януковича идея такая: «Я сейчас президент, но не факт, что я выиграю следующие выборы. Зачем мне идти на такие рискованные шаги, когда самая главная моя задача – продержаться в этом кресле, а после меня, хоть потом? Да, я понимаю, что для экономики Украины мое решение губительно. Не отдавая трубу, я уничтожаю экономику своей собственной страны. Ну, не держит она такие цены на газ, не держит».

Так что же произошло сейчас? А произошло следующее: на самом деле г-н Янукович понял, что до выборов он с такой экономической ситуацией может и не дотянуть. Экономическая ситуация на Украине архитяжелая. Это уже признают и сами украинцы. В этих условиях, если держать дальше цену на газ на нынешнем уровне, экономика Украины начнет переходить в стадию полураспада. Янукович понимает, что эта угроза гораздо более реальная, чем даже потеря политического капитала из-за того, что он скажет о возможности передачи трубы русским. Этот фактор не был учтен. Не учли они, что ситуация будет стагнировать такими темпами. И так до выборов 2015 года можно и не дотянуть. Приходится чем-то жертвовать. Вот тут-то и наступает самое тяжелое для Украины – проблема необходимости выбора. Все двадцать лет политики Украины – это сидение на нескольких стульях. Украинская политическая элита не умеет делать политического выбора. Это опасная болезнь. Теперь этот выбор делать придется. Дай Бог, если действительно наконец-то отношение к трубе будет прагматичным, и выбор между трубой и экономическим коллапсом будет все-таки сделан в пользу решения вопроса о передаче трубы России.

Честно говоря, украинская элита доказала нам, что первые такие шажки не стоит рассматривать как стратегический выбор. Очень часто, делая, вроде бы, разумные вещи на начальном этапе, потом она позволяла делам катиться к чертовой матери. Украина по-прежнему остается мало предсказуемым государством, так что пока я бы не спешил говорить о том, что действительно лед тронулся и в вопросе трубы наступил какой-то коренной перелом.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики