Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Баку ломает энергетическую политику Европы

Баку ломает энергетическую политику Европы

Не похоже, чтобы Европейский Союз оценил все риски, связанные с привязкой к азербайджанскому газу 

Не так давно в Азербайджане прошли президентские выборы. Удивительно, что это событие западные СМИ практически оставили без внимания: никаких громких протестов, никаких скандалов. Ильхам Алиев получил вполне себе советский результат. Однако никаких вопросов с точки зрения демократичности процедур и стандартов у Запада к Алиеву не возникает. В этом абсолютная противоположность ситуации с выборами в Российской Федерации. Российские электоральные поводы стимулируют западных экспертов к крикам о попранной демократии.

Причина такого отношения весьма проста: Азербайджан выступает сегодня как единственный более-менее надежный новый источник газа для европейских потребителей, призванный заменить Россию. Именно замена России как поставщика газа на европейский рынок все более отчетливо становится основной доминантой энергетической политики Европейского Союза. И это прекрасно поняли в Баку. Повторю: газ со второй очереди Шах-Дениза это единственный более-менее реальный дополнительный источник газа для ЕС в перспективе ближайших 7-8 лет. А ведь  хотелось бы ощутить приятные последствия энергетической политики сейчас, а не через 100 лет.

И в этом плане Азербайджану за этот газ прощается абсолютно все, в том числе и довольно жесткая политическая система. Прощается то, за что всегда ругали Российскую Федерацию. Самое интересное, что Баку уже начинает вить веревки из европейцев, издеваясь над их энергетической политикой. Сперва азербайджанская компания Socar, на 100 % принадлежащая государству, купила греческую газотранспортную компанию DESFA. Это полностью нарушает принципы знаменитого Третьего энергопакета, который предполагает, что добыча и транспортировка не могут входить в состав одной компании. Нужно отделить добычу от транспортировки, и, соответственно, Socar как добывающая компания не имела никакого права покупать газотранспортные активы. Наоборот, сейчас взят курс на выделение газотранспортных активов из газодобывающих компаний. Третий энергопакет предполагает некоторые исключения, но Европейский Союз никаких разъяснений насчет истории с DESFA не дал, и совершенно непонятно, на каком основании эта сделка была санкционирована и какие вообще мотивы у ЕС.

Дальше: Баку похоронило знаменитый газопровод Nabucco. На него возлагались очень большие надежды, но постепенно стало ясно, что единственным источником газа может быть Азербайджан, и Азербайджан устроил целое шоу с выбором проекта транспортировки газа в Евросоюз. В итоге сначала Nabucco кастрировали до проекта Nabucco-West, т.е. оставили только кусок от первоначального плана. А после Баку и вовсе отказалось от этого варианта и предпочло газопровод TAP – Трансадриатический газопровод, который будет дополнен газопроводов TANAP, идущим через территорию Турции. Это означает полный крах европейской энергетической стратегии на востоке, потому что главной задачей было обеспечение поставок газа в те регионы, где слишком серьезно доминирует Россия, т.е. где уровень зависимости от России приближается к 100 % (ну, или составляет 70-80 %). В результате, получилось, что газопровод TAP пойдет через Болгарию и Грецию в Италию, и 80 % газа получит именно итальянский рынок. Из 10 млрд кубов со второй очереди Шах-Дениза, которые достанутся европейцам, 8 млрд уйдут в Италию и только по 1 млрд – в Грецию и в Болгарию. А рынок Италии абсолютно не нуждается в диверсификации поставок: это самый диверсифицированный рынок в Европе. Там есть российский газ, там есть североафриканский газ, там есть терминалы СПГ, и по большому счету, там азербайджанский газ абсолютно не нужен. Нужен он европейцам на востоке, но туда придет только 2 млрд кубов, которые никакого переворота не сделают.

Далее, все контракты, подписаные с Азербайджаном, долгосрочные и с привязкой к стоимости нефтепродуктов. Это просто фантастика, потому что последние годы мы все время слышим от европейцев, что долгосрочных контрактов скоро не будет и привязки газа к нефти скоро тоже не будет, что это архаика, что это только для русских сделано и больше никаких исключений! Бах – подписывается контракт с Азербайджаном, тихо, мирно, и, тем не менее, полностью на тех же принципах, по которым европейцы работали с Россией. Теперь то же самое делается с Азербайджаном, только в отношении России все говорят, что это очень плохо, а в отношении Азербайджана все вынуждены это проглатывать.

Ну, и наконец цена. Если посмотреть цену поставок, оказывается, что цена будет еще выше, чем на российский газ. Это вообще уже анекдот. Вот тебе и диверсификация!

Думаю, Азербайджан, вошедший во вкус, безусловно, этим не ограничится. Не секрет, что за последние годы Баку немало вложил в создание лоббистских структур на территории ЕС. Теперь они начинают отстаивать интересы Азербайджана, что означает только одно: постепенно Азербайджан свяжет тему поставок энергоносителей с вопросом Карабаха. И что тут будут делать европейцы, непонятно. Ведь почему, по мнению европейцев, для них страшны русские? Потому что они используют газ как политическое оружие. Хотя ни одного примера использования газа как политического оружия в отношениях с ЕС нет. А вот Баку, действительно, покажет очень быстро, как можно использовать газ именно как инструмент политического давления, и будет требовать от ЕС решить проблему Карабаха, совершенно понятно, как. Таким образом, уже сейчас, можно сказать, Азербайджан поставил крест на европейской энергетической политике, выставил европейскую комиссию на посмешище по всем пунктам и дальше будет создавать дополнительные проблемы европейским политикам, к чему, судя по всему, Европа совершенно не готова.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики