Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2015 г.

Топ-лист событий за июль 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договоренности по Ирану

    Это событие стало наиболее обсуждаемым. Эксперты задались вопросом, что будет, если Иран выйдет на мировой рынок нефти? Называли фантастические цифры прироста иранского экспорта. Некоторые эксперты даже брали цифры экспорта до революции 1979 года и уверяли, что Иран выйдет на эти рубежи, но забывая, что это было 40 лет тому назад. В реальности потенциал роста иранского экспорта существенно меньше. Один млн баррелей в сутки прироста – эта цифра завышена минимум вдвое. Не говоря уже о том, что Ирану нужно несколько лет и несколько млрд долларов серьезных инвестиций, чтобы восстановить потенциал. Поэтому пока надо понимать, что иранская тема является способом давления на Россию как по вопросу снижения стоимости нефти, так и по теме будущих газовых поставок. Но сами газовые поставки возможны не ранее чем через 10 лет: нужно обеспечить и добычу, и создать инфраструктуру. А что касается снижения стоимости нефти, то цена падает вовсе не из-за Ирана, а из-за того, что ожидается повышение ключевой ставки в США, в связи с чем будет происходить рост стоимости доллара, а этот рост всегда опускает стоимость нефти. Так что пока мы видим очередную попытку психологического воздействия на производителей нефти и формирования таких панических настроений.

  2. Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе

    Поскольку конфликт с Западом продолжается, Россия отвечает на него идеей ухода на восток. Саммиты БРИКС и ШОС как раз это и призваны были продемонстрировать.

  3. Сложности в реализации «Турецкого потока»

    В июле многие уже поспешили этот проект похоронить. Хотя в реальности Турция действительно оказалась более сложным переговорщиком, но это не означает, что Россия должна идти на уступки только ради того, чтоб реализовать «Турецкий поток» в полном объеме в четыре нитки. Турция потребовала уже права участвовать в перепродаже российского газа, с чем мы согласиться, конечно, не можем. Но есть выход из ситуации. Турция может сама себя наказать: мы можем сократить «Турецкий поток» на две нитки, а две нитки, соответственно, перебросим на север, увеличив «Северный поток».

  4. Активная реализация проекта «Северный поток-2»

    Это означает строительство третьей и четвертой ниток до немецкого Грайфсвальда. В июле активно велись переговоры с BASF и, судя по всему, компания Wintershall станет акционером проекта. Плюс французская газовая компания Engie может присоединиться к консорциуму. Проект развивается и, видимо, в этом формате он и будет реализован: две нитки до Гайфсвальда и дальше расширение инфраструктуры, позволяющие соединить немецкий город с австрийским Баумгартеном. Это означает, что для Украины шансов сохранить транзитные потоки после 2019 года практически нет.

  5. Продолжение конфликта с Украиной

    С 1 июля прекращены поставки газа на Украину. Киев по-прежнему заявляет, что его не устраивает цена, хотя с учетом скидки предложение Газпрома все равно самое выгодное для Украины, и газ по реверсу, тот же российский, к слову, будет еще дороже. Но Киев занимается прямым шантажом Европейского союза и надеется выбить деньги из Брюсселя.

  6. Скандал с Туркменией

    В России после запуска Бованенковского месторождения образовался серьезный профицит газа, и в этой ситуации, естественно, возникает вопрос: зачем нам покупать газ в Центральной Азии, когда у нас собственный газ некуда девать? В этой связи намерения Газпрома вполне оправданы. Он собирается покупать не менее 4 млрд кубов в Туркмении, а что касается обвинений в нарушении условий договора, так, когда в 2003 году был подписан договор с Туркменией по фиксированной цене и цены на газ пошли вверх, Туркмения заявила, что это был не договор, а декларация о намерениях и сама неоднократно его нарушала, поэтому здесь изображать из себя святую невинность уж точно не получится.

  7. Арест активов ЛУКОЙЛа в Румынии

    На протяжении десятилетий мы слышим истории о том, как опасно быть инвестором в России, как Россия не соблюдает европейские нормы, не гарантирует защиту собственности. И вот мы сталкиваемся с тем, как «отжимают» собственность в Румынии, совершенно нагло идет наезд государственных структур. Причем ЛУКОЙЛу намекают, что есть потенциальный покупатель, предлагают продать. Все в лучших традициях, что называется, постсоветского пространства, только с одной поправкой: дело происходит на территории страны, входящей в ЕС. Возникает вопрос: где безопасней инвесторам – в России или в Румынии?

  8. Новые санкции со стороны Соединенных Штатов

    Под санкции попали «дочки» «Роснефти». На самом деле, ничего сенсационного не произошло. Санкции показывают, что инструментарий достаточно ограничен, никаких новых идей не появляется. США переходят к длительной осаде, посмотрим, к чему это приведет.

  9. Письмо «Роснефти» в правительство

    Компания требует продолжить реформирование газовой отрасли, допустить независимых производителей к газовым проектам. Все эти идеи не новы. Другое дело, что эффект от таких предложений плохо просчитан. Понятно, что для «Роснефти» выгодно получить доступ к экспортной трубе, выгодно увеличить свою доходность. А вот с точки зрения государства вопросов гораздо больше. Скажем, если разделить Газпром, кто будет финансировать строительство экспортных газопроводов? Почему «Роснефть» не вкладывает средства в строительство инфраструктуры, должна получить право доступа и пользования ею или иметь долю в экспортной выручке? Нужно ли сейчас помогать независимым производителям увеличивать добычу, если у нас и так перепроизводство газа? На все эти вопросы ответов пока, к сожалению, нет, но тема внутреннего рынка газа остается пока одной из самых взрывоопасных.

  10. Идея слияния Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы тарифов

    Очень странное решение. Не понятно, почему антимонопольная служба должна устанавливать тарифы. Происходит классическое для России аппаратное решение не с точки зрения экономической целесообразности, а с точки зрения лоббистских возможностей. Не секрет, что это слияние приведет к усилению давления на Газпром, глава ФАС Игорь Артемьев неоднократно об этом говорил. И это уже происходит. Например, по предложению снизить тарифы на прокачку газа независимых производителей. Тут мы возвращаемся к предыдущему пункту нашего рейтинга: чем мотивированы решения - экономической целесообразностью для государства или интересами отдельных компаний? Пока четкого ответа на этот вопрос мы не получаем.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики