Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Платить за вхождение в добычные проекты Венесуэлы абсурдно!

Платить за вхождение в добычные проекты Венесуэлы абсурдно!

Российский Национальный нефтяной консорциум (ННК) заплатил Венесуэле $1 млрд за право разработки блока "Хунин-6" в бассейне реки Ориноко. Сроки разработки блока еще не определены. (Для справки: Запасы блока "Хунин-6" площадью 447,7 квадратных километра составляют 5,16 млрд тонн нефти, геологические ресурсы оцениваются в 8,83 млрд тонн. Блок будет осваивать совместное предприятие ННК и венесуэльской Petroleos de Venezuela (PDVSA). В консорциум входят "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и ТНК-ВР, которым принадлежит по 20% ННК. Меморандум о создании СП Россия и Венесуэла подписали 10 сентября 2009 года. По венесуэльскому законодательству в СП по разработке недр страны государственной PDVSA должно принадлежать не менее 60%. )

Это обескураживающая новость. На прошлой неделе Россия приняла Энергетическую стратегию до 2030 года, к которой, кстати, у ФНЭБ достаточно много вопросов (статья из Эксперта). В этой стратегии нет ни слова о том, что российские энергетические компании должны активно вкладываться в зарубежный Upstream. Есть логика вложения в Downstream – в переработку и сбыт: мы добываем нефть, везем ее, например, в Европу, покупаем там нефтеперерабатывающие заводы и продаем топливо. Новости об этом за последние годы перестали быть редкими, и это понятно. Но когда российские компании платят миллиард долларов за вхождение в добычные проекты в Венесуэле, это понять не возможно.

Экономически это никак не объясняется. Даже если там себестоимость добычи ниже, чем в России, и ближе американский рынок, тем не менее, остается огромное количество вопросов. Первый из них: откуда мы знаем, что г-н Чавес вечен и его не вышвырнут через короткий промежуток времени? Кстати, Чавес и сам нас может кинуть, что делает политические риски этого проекта колоссальными. Никакие его реверансы, типа приглашения Туркмении в газовый ОПЕК и обещания признать независимость Южной Осетии и Абхазии, не гарантируют, что президент Чавес всерьез рассматривает Россию как стратегического партнера своей страны.

В российской Стратегии написано, что инвестиции в энергетику к 2030 году должны составить 2,5 млрд долларов. Мы спрашиваем: откуда возьмутся эти деньги? Авторы Стратегии от этого вопроса дистанцируются. Они написали план, обозначили стратегическую цель, а откуда будут браться деньги – это не их дело. Такова их позиция. Хоть с Луны привозите, их это вообще не волнует. Но посмотрим на ситуацию в нашем Upstream. Добыча нефти за январь-август выросла на 0,5%, т.е. в пределах статпогрешности. Иными словами говоря, роста нет. Добыча газа сократилась на 19,1% за те же восемь месяцев 2009 года. Все время говорится о нехватке инвестиций на новые проекты. Понятно, что старые месторождения исчерпали себя. В России стоит задача создания новой газовой провинции, скажем, на Востоке. Стоит задача реализации шельфовых проектов. У компаний денег нет. А теперь их заставляют вложить миллиард долларов! Создается какой-то консорциум шести компаний, который платит миллиард долларов только за право работать в Венесуэле. Зачем это нужно? Эта стратегия совершенно непонятна. Такую роскошь мог бы позволить себе Китай, потому что у него нет своих запасов. Понятно, когда за вхождение в чужие месторождения платит Европа – у нее тоже нет своих запасов. Но невозможно логично обосновать, зачем, когда стоят перед страной огромные инвестиционные задачи, по политическим мотивам найдя какого-то друга, платить огромные деньги ради его сомнительной поддержки и проектов. Зачем, имея собственные запасы, мы будем платить за доступ к добычным проектам в другом государстве? Этот проект весьма странный.

Фонд национальной энергетической безопасности проанализировал ситуацию с российскими вложениями в добычу в других государствах и пришел к неутешительным выводам. Подробнее об этом читайте в нашей статье в сентябрьском номере журнала «Нефть России» и на сайте Фонда.

Автор: Константин Симонов


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики