Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за апрель 2010 г.

Топ-лист событий за апрель 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за апрель 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Российско-украинские газовые договоренности и предложение Путина об объединении «Газпрома» и «Нафтогаз Украины»

    Во многом эта история выглядит крайне неожиданной, потому что договоренности «газ в обмен на флот» многим кажутся политическими. Однако мы считаем, что, скорее всего, эти соглашения необходимо оценивать как плату Украине за ее цивилизованное поведение. Ситуация такова, что Украине пора понять: через 7-8 лет никакого транзита через ее территорию не будет. Предложение об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза», а по сути, речь идет о поглощении «Нафтогаза», видимо, является элементом многоходовой комбинации. Сперва Россия подписала с Украиной договор. После этого началась еще более активная подготовка строительства «Южного потока». Украина оказалась просто припертой к стенке. После этого премьер Путин выложил свой основной козырь – готовность отыграть назад, но в весьма жесткой формулировке. Речь не идет уже о каком-то консорциуме - речь идет об управлении. Это уже радикально иное предложение. В 2002 году, когда подписывали документ о газотранспортном консорциуме, Украина нас обманула, потребовав права на реэкспорт газа. Тогда ситуация была иной. За семь лет не было сделано никаких инвестиций. Что же получается? Есть труба, которая ржавеет и ржавеет. Есть Европа, которая заявляет, что Украина не ее проблема, а проблема России и как Россия собирается доставлять газ до Европы, пусть она сама решает и с Украиной разбирается. Т.е. никто вкладывать деньги в украинскую трубу не хочет. Более того, Россия тоже махнула на Украину рукой: мол, ну что, ребята, остается с вами помучаться семь лет, построим «Южный» и «Северный потоки», и все, до свидания. В этой ситуации дается шанс на спасение, но, конечно, по весьма жестким условиям. Безусловно, это самый оптимальный для России вариант: мы сохраняем уже существующее транзитное окно на 141 млрд кубов, и это наиболее дешевый способ обеспечения европейского транзита.

  2. Австрия присоединилась к «Южному потоку»

    Интересно, что, когда нужно было воздействовать на Украину, мы ускорили процесс создания «Южного потока». Но теперь, естественно, возникает обоснованный вопрос: а зачем этот трубопровод нужен, если действительно «Нафтогаз» и «Газпром» объединят? Сложно рассчитывать на то, что 63 млрд кубов дополнительно будет прокачано. Тем более, что можно расширить систему со 141 до 170 млрд кубов через Украину, плюс «Голубой поток», плюс две трубы через Белоруссию – это достаточно серьезные объемы. В принципе, России этого вполне хватит. Это означает, что теперь будущее «Южного потока» оказалось под вопросом. Может быть, в мае решится и судьба главного проекта, это будет вопрос фактически не только года, а и двадцати последних лет: вхождение украинской трубы в состав «Газпрома». Только такой вариант дает нам какую-то политическую стабильность. Никакие консорциумы гарантию дать не могут, а собственность есть собственность. Даже если на Украине сменится власть, вряд ли она будет эти сделки оспаривать. Тем более что Европа заявила, что проблема Украины – российская проблема.

  3. Начало прокладки морского участка «Северного потока»

    «Северный поток», конечно, никто уже не остановит. Хотя, если мы получим «Нафтогаз», вопрос «А нужен ли нам «Северный поток»?» зазвучит не праздно. Конечно, Украина способна закрыть объемы поставок обоих «Потоков», но участникам консорциума Nord Stream AG уже даны гарантии прокачки газа, по крайней мере, по первой нитке. Поэтому, разумеется, «Северный поток» заполнен будет. Вопрос только в том, будет ли вторая нитка этого проекта.

  4. Замена гендиректора Shtokman Development AG Юрия Комарова

    Вопрос о второй нитке «Северного потока» тесно связан с ситуацией в Штокмане. Из-за резкого роста добычи сланцевого газа перспективы поставки СПГ в США оказались под вопросом, и тут же «подвис» весь штокмановский проект. Это вызывает недовольство Владимира Путина, а отсюда и кадровые решения. Скорее всего, стоит задача придать проекту некую динамику. В тот день, когда официально была оформлена отставка Комарова, в Мурманске премьер-министр заявил, что от Штокмана мы не откажемся и будем его развивать. Путин все равно рассчитывает на восстановление спроса на газ в Европе.

  5. Слухи о сланцевой революции в Польше и развитие российско-польских газовых отношений на фоне трагедии

    За несколько дней до гибели президента Польши Леха Качиньского была опубликована статья, которая наделала много шума. В статье говорилось, что в Польше скоро начнется добыча сланцевого газа, причем в объеме, позволяющем экспорт. Очевидно, что одну статью вряд ли кто-то бы заметил и шум вокруг нее был поднят не случайно. Т.е. были уже нацелены «ретрансляторы», которые в тысячу раз усилили громкость этого сигнала и способствовали распространению баек о польском сланцевом газе. Надо отметить, что президент Польши успел слетать в Литву и начал там переговоры о строительстве газопровода, по которому можно было бы поставлять сланцевый газ. Однако перспектива данного вида газа в Польше весьма и весьма туманна по нескольким причинам. Во-первых, экология. Во-вторых, цена. Сланцевый газ – далеко не такое дешевое удовольствие, и нельзя экстраполировать ценовые показатели ряда американских проектов на Польшу, потому что сланцевые месторождения абсолютно уникальны и каждому месторождению будет своя цена. Кстати, первые венгерские проекты по ценовому показателю уже «вылезли» за пределы спотового рынка. Т.е. если Европа рассчитывает на то, что цена будет приближаться к спотовому рынку (сейчас цена примерно 170-180 долларов), то никто инвестировать в польский сланец, конечно, никогда не будет. И не случайно сама Польша на фоне всего этого подписала с «Газпромом» долгосрочное соглашение о поставках дополнительных объемов газа. Когда в прошлом году Европа в целом сокращала потребление российского газа, Польша наращивала, потому что других вариантов у нее мало. Да, Варшава строит СПГ-терминал в Свиноустье, но этот терминал в лучшем случае будет запущен в 2014 году, но есть обоснованные сомнения, что это произойдет. Да и мощность-то его будет 2,5 млрд кубометров газа, что Польшу не спасет. Поэтому СПГ, конечно, здорово, но гарантированной реальностью для Варшавы является только российский газ.

  6. Заседание Форума стран-экспортеров газа в Алжире

    В последнее время Европа пугала Россию Катаром, говоря, что Катар с удовольствием занимает место России на европейском газовом рынке. Действительно, катарский газ дешевле, и Катар на споте даже иногда по 120 долларов продавал свой газ. И Европа уверена, что главная задача Катара – «выбить» «Газпром» с рынка. А на самом деле, главная задача Катара – заработать денег. Почему Катар продает сейчас газ дешево – от 120 до 170 долларов на спотовом рынке? Потому что Катар оказался в ловушке. США представили ему ложные прогнозы развития внутреннего рынка, уверяя, что спрос на СПГ в Америке будет резко расти. И когда Катар уже построил заводы, повез туда новые танкеры, Вашингтон сказал: «Вы знаете, мы тут ошиблись, про сланцевый газ забыли, так что вы со своим газом идите, куда хотите». И Катар вынужден был этот газ пристраивать в Европу. Но он совершенно не заинтересован в торговле газом по минимальной марже. Даже с поставок по 100 долларов Катар будет получать небольшую прибыль, но это не означает, что он ею будет удовлетворен. Поэтому Катар начинает переговоры с «Газпромом». Пока нельзя, конечно, сказать, что форум реально состоялся, идет притирка. От Катара важен сигнал, что он вовсе не собирается любой ценой выбивать «Газпром» с рынка, обеспечивая себе хоть какую-то минимальную маржу. Катару интереснее торговать меньшими объемами, но по большей цене, и это становится все более ясно.

  7. Решение США начать добычу на закрытом ранее шельфовом участке и крупная авария в Мексиканском заливе

    Любопытно, что эти события совпали во времени. Стоило Бараку Обаме заявить о готовности открыть доступ к шельфовым проектам, как тут же затонула платформа в Мексиканском заливе. И вот уже Обама заявил, что дает своим заявлениям ход назад. России эта история выгодна, потому что, если США не будут добывать нефть на шельфе, значит, они по-прежнему будут покупать нефть у стран Персидского залива, а следовательно, мы перемещаем туда конкурентов, потому что давление на европейский рынок сохраняется, и нам излишняя конкуренция там не нужна. Второй важный момент: Америка начнет более внимательно смотреть за экологией проектов на своей территории. И вот тут мы как раз вернемся к сланцу, потому что сейчас уже в Конгрессе США есть запрос относительно необходимости проверки химического состава реагентов, которые используются при гидроразрыве пласта при добыче сланцевого газа. Некоторые эксперты уверены, что структура этих химикатов наносит непоправимый ущерб экологии, поскольку вредные вещества попадают в сточные воды. Пока, прикрываясь необходимостью защиты коммерческой тайны, сервисные компании отказываются открыть состав реагентов. Но под давлением этого всплеска внимания к экологии, есть основания полагать, что будет поставлен вопрос о том, что там со сланцем происходит. Обычно же на экологические проблемы добычи сланцевого газа глаза закрывают.

  8. Белоруссия против России

    Президент Белоруссии в апреле стал одним из ведущих ньюсмейкеров. Во-первых, прибыл первый танкер из Венесуэлы в Одессу. Белоруссия намерена начать полноценные поставки нефти из Венесуэлы, убирая российскую нефть со своего рынка. Это очевидно политическое решение, потому что экономические сложности при этих поставках неизбежно возникают. Тем не менее, Лукашенко по-прежнему настаивает на этом пути. Сейчас для них главная задача – развернуть нефтепровод Одесса - Броды, чего не удавалось сделать даже оранжевой власти, потому что экономический смысл этого проекта был абсолютно не ясен. Теперь Лукашенко намерен реанимировать то, что не удавалось даже Ющенко. Но что еще интересней – Россия просила Лукашенко продать ей нефтеперерабатывающие заводы, Лукашенко отказался, но заявил, что он готов это сделать в пользу Венесуэлы. Очень любопытен сам маршрут транспортировки венесуэльской нефти, потому что носит явную антироссийскую направленность. Наконец, мало кто обратил внимание на еще одно странное заявление президента Белоруссии. Он сказал, что при переработке венесуэльской нефти российская компания «Славнефть», являющаяся одним из акционеров белорусского НПЗ, прибыль получать не будет. С точки зрения корпоративного права, это, конечно, верх безумства. Получается, что есть какие-то «белые» акционеры и есть «черные» акционеры. Российские акционеры не будут получать дивиденды с операций с венесуэльской нефтью. Т.е. президент Белоруссии еще раз напомнил, насколько надежным партнером он является, а заодно и Чавес себя показал «достойным» партнером, потому что подыграв Лукашенко, он сыграл против России.

  9. Обострение ситуации вокруг Ковыктинского проекта

    Пошли слухи, что уже и Геннадий Тимченко собирается покупать Ковыкту. А ситуация очень просто объясняется: дело в том, что «Газпром» долгое время чувствовал себя комфортно. Он лишил ТНК-ВР возможности самостоятельно развивать Ковыкту и, по сути, выжидал, когда ТНК-ВР будет готово сбыть проект по устраивающей «Газпром» цене. ТНК-ВР хотело выжать какие-то максимальные преференции, а тут появилась компания «Руснефтегаз», которая, как известно, находится под сильным влиянием вице-премьера Игоря Ивановича Сечина. Началась более сложная игра – ТНК-ВР получила возможность играть между «Газпромом» и «Роснефтью», между разными компаниями, разными номенклатурными кланами. Теперь мы видим, что Вексельберг уходит из ТНК-ВР в новый проект «Силиконовая долина», это ему более интересно. По слухам, Хан тоже намерен свернуть деятельность в компании. Получается, что продавать Ковыкту уже некому. Вот и возникают слухи, наверное, для придания большего коммерческого веса, о появлении третьего покупателя, хотя сам он все отрицает. Очень любопытно, как эта ситуация будет развиваться. Хотя формально, мы понимаем, у государства есть возможность в любой момент отозвать лицензию и скорее всего передать ее «Газпрому».

  10. Дело ЮКОСа

    Началось второе дело Ходорковского. Все понимают, что вряд ли он выйдет на свободу, но тем не менее именно по этой теме возможны новости. Они уже и были: имущество «Роснефти» арестовывалось. Возможно, с точки зрения международных перспектив будут какие-то последствия. Не стоит забывать, что лежит еще более весомый иск в Гааге, и решения по нему могут иметь более серьезные последствия, чем этот арест имущества «Роснефти».

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики