Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Открытое письмо в Правительство РФ о необходимости скорейшей корректировки официального курса страны в области климатической политики

Открытое письмо в Правительство РФ о необходимости скорейшей корректировки официального курса страны в области климатической политики

24 августа Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) в рамках «круглого стола» презентовал доклад «Климатическая доктрина РФ: путь к катастрофе». В ходе обсуждения были высказаны мнения о необходимости пересмотра «Климатической доктрины РФ» и российской политики в области борьбы с климатическими изменениями, в том числе, в части официальной позиции РФ на международных переговорах по ограничению выбросов парниковых газов.

По итогам нашей дискуссии и на основе выводов доклада «Климатическая доктрина РФ: путь к катастрофе» мы подготовили и согласовали с участниками «круглого стола» следующие предложения для органов власти РФ:

  1. Признать нынешнюю редакцию «Климатической доктрины РФ» неудовлетворительной и базирующейся на недостаточной научной, экономической, технологической и методологической базе. Более того, необходимо расценивать данный документ, как и, в целом, российскую политику в сфере борьбы с антропогенными выбросами, в том числе, с парниковыми газами, как наносящую ущерб энергетической, экологической, экономической безопасности РФ и направленную на подавление ее экономического и технологического потенциала.
  2. Финансирование науки по глобальным климатическим проектам, как и создание учебной литературы, выполнять исключительно за средства государства. Частные пожертвования, а также средства от зарубежных государственных, общественных и коммерческих организаций могут быть направлены исключительно на финансирование прикладных научных исследований. Это необходимо сделать во избежание использования недостоверных научных данных в качестве инструмента недобросовестной лоббистской деятельности.
  3. В школьных и вузовских учебниках при изложении гипотез о парниковом эффекте и озоновых дырах необходимо сообщать о наличии не менее пяти альтернативных гипотез равного уровня достоверности по объяснению причин обоих эффектов.
  4. Разработать комплексную Национальную стратегию России по ресурсо- и энергосбережению и сокращению антропогенного воздействия (НС РСАВ). Разработку такой стратегии вести на основе национальных приоритетов в экономической, энергетической, природоохранной сферах, в том числе, с учетом проблем, связанных с изменением климата.
  5. Признать, что условия Монрельского и Киотского протоколов не имеют под собой достоверного научного обоснования. Более того, обозначить, что дальнейшее выполнение Россией на своей территории условий этих международных соглашений идет вразрез с национальными интересами страны и противоречат Конституции РФ.
  6. Провести анализ негативных последствий для России итогов ее участия в международных соглашениях по проблемам окружающей среды, в частности, по проблемам изменения климата. Пересмотреть здесь официальную стратегию нашей страны с учетом национальных приоритетов, зафиксированных в НС РСАВ.
    Данный процесс провести на основе широкого привлечения к процессу принятия решений тех ученых и экспертов, которые не ангажированы зарубежными «лоббистами от климата» и которые не участвуют в настоящее время в качестве экспертов и представителей РФ в органах международных организаций.
  7. В НС РСАВ должны найти свое отражение следующие положения:
    • Факт существующего много лет по отношению к другим странам донорства России по поглощению антропогенных выбросов, в том числе и парниковых газов.
    • Негативный характер для национальных интересов России нынешние международные положения в сфере:
      • борьбы с трансграничным переносом антропогенных выбросов на большие расстояния;
      • охраны озонового слоя стратосферы;
      • регулирования выбросов парниковых газов антропогенного происхождения и их природных поглотителей.
    • Необходимость введения в широкую практику оценки баланса антропогенных выбросов и их поглощения по территориям и субъектам хозяйственной деятельности в России как фактор уровня воздействия на окружающую среду.
  8. Навести элементарный порядок во внутренней политике России в сфере борьбы с антропогенным загрязнением окружающей среды и атмосферы и, в частности, принять здесь следующие меры:
    • Внедрить в обычную практику эквивалент СО2 как комплексную единицу измерения уровня ресурсо- и энергопотребления и антропогенного воздействия (нейтрализации антропогенного воздействия) на окружающую среду, в том числе по проблемам изменения климата;
    • Создать национальную институциональную систему управления механизмами регулирования ресурсо- и энергопотребления и объемов антропогенных выбросов и их нейтрализации (поглощения) среди субъектов хозяйственной деятельности на территории РФ;
    • Принять за основу разработанную методологию ЭВОС как национальную методологию оценки эффективности технологий, проектов и программ, а также предприятий, продукции, товаров и услуг во всех сферах хозяйственной деятельности с применением углекислотного эквивалента воздействия на окружающую среду, в качестве единицы измерения эффективности хозяйственной деятельности.
    • Разработать и внедрить комплексный механизм управления и регулирования ресурсо- и энергопотребления и антропогенными выбросами, в том числе и парниковых газов, на территории РФ.
  9. Разработать принципы и порядок разработки предложений к переговорам и составу делегации РФ на переговорах по проблемам окружающей среды, в том числе, по вопросам изменения климата с привлечением независимых российских экспертов.
  10. В качестве основы для внутренней политики и мер и реализации вышеперечисленных предложений ФНЭБ совместно с участниками «круглого стола» готов представить разработанный проект: «Повышение энергетической и экологической эффективности экономики Российской Федерации применением механизмов стимулирования ресурсоэнергосбережения и сокращения негативного природопользования». Проект стал лауреатом по итогам Всероссийского конкурса инвестиционных проектов 2009 г., проводимым Сенаторским клубом Совета Федерации ФС РФ.

Нам представляется, что откладывание этих решений губительно как для нынешней российской экономики с ее ориентацией на экспорт сырья, так и для успешного развития в ней инновационной составляющей.

Симонов Константин Васильевич, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, к.п.н.

Перов Александр Валентинович, руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, к.п.н.

Крученицкий Григорий Михайлович, заведующий отделом озонного мониторинга ГУ ЦАО Росгидромета, д.ф. — м.н.

Мазурин Игорь Михайлович, ведущий научный сотрудник Энергетического Института (ЭНИН) им. Г. М. Кржижановского, д.т.н.

Потапов Виктор Васильевич, руководитель группы »ЭМС РСАВ», к.э.н.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики