Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Платить за вхождение в добычные проекты Венесуэлы абсурдно!

Платить за вхождение в добычные проекты Венесуэлы абсурдно!

Российский Национальный нефтяной консорциум (ННК) заплатил Венесуэле $1 млрд за право разработки блока "Хунин-6" в бассейне реки Ориноко. Сроки разработки блока еще не определены. (Для справки: Запасы блока "Хунин-6" площадью 447,7 квадратных километра составляют 5,16 млрд тонн нефти, геологические ресурсы оцениваются в 8,83 млрд тонн. Блок будет осваивать совместное предприятие ННК и венесуэльской Petroleos de Venezuela (PDVSA). В консорциум входят "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и ТНК-ВР, которым принадлежит по 20% ННК. Меморандум о создании СП Россия и Венесуэла подписали 10 сентября 2009 года. По венесуэльскому законодательству в СП по разработке недр страны государственной PDVSA должно принадлежать не менее 60%. )

Это обескураживающая новость. На прошлой неделе Россия приняла Энергетическую стратегию до 2030 года, к которой, кстати, у ФНЭБ достаточно много вопросов (статья из Эксперта). В этой стратегии нет ни слова о том, что российские энергетические компании должны активно вкладываться в зарубежный Upstream. Есть логика вложения в Downstream – в переработку и сбыт: мы добываем нефть, везем ее, например, в Европу, покупаем там нефтеперерабатывающие заводы и продаем топливо. Новости об этом за последние годы перестали быть редкими, и это понятно. Но когда российские компании платят миллиард долларов за вхождение в добычные проекты в Венесуэле, это понять не возможно.

Экономически это никак не объясняется. Даже если там себестоимость добычи ниже, чем в России, и ближе американский рынок, тем не менее, остается огромное количество вопросов. Первый из них: откуда мы знаем, что г-н Чавес вечен и его не вышвырнут через короткий промежуток времени? Кстати, Чавес и сам нас может кинуть, что делает политические риски этого проекта колоссальными. Никакие его реверансы, типа приглашения Туркмении в газовый ОПЕК и обещания признать независимость Южной Осетии и Абхазии, не гарантируют, что президент Чавес всерьез рассматривает Россию как стратегического партнера своей страны.

В российской Стратегии написано, что инвестиции в энергетику к 2030 году должны составить 2,5 млрд долларов. Мы спрашиваем: откуда возьмутся эти деньги? Авторы Стратегии от этого вопроса дистанцируются. Они написали план, обозначили стратегическую цель, а откуда будут браться деньги – это не их дело. Такова их позиция. Хоть с Луны привозите, их это вообще не волнует. Но посмотрим на ситуацию в нашем Upstream. Добыча нефти за январь-август выросла на 0,5%, т.е. в пределах статпогрешности. Иными словами говоря, роста нет. Добыча газа сократилась на 19,1% за те же восемь месяцев 2009 года. Все время говорится о нехватке инвестиций на новые проекты. Понятно, что старые месторождения исчерпали себя. В России стоит задача создания новой газовой провинции, скажем, на Востоке. Стоит задача реализации шельфовых проектов. У компаний денег нет. А теперь их заставляют вложить миллиард долларов! Создается какой-то консорциум шести компаний, который платит миллиард долларов только за право работать в Венесуэле. Зачем это нужно? Эта стратегия совершенно непонятна. Такую роскошь мог бы позволить себе Китай, потому что у него нет своих запасов. Понятно, когда за вхождение в чужие месторождения платит Европа – у нее тоже нет своих запасов. Но невозможно логично обосновать, зачем, когда стоят перед страной огромные инвестиционные задачи, по политическим мотивам найдя какого-то друга, платить огромные деньги ради его сомнительной поддержки и проектов. Зачем, имея собственные запасы, мы будем платить за доступ к добычным проектам в другом государстве? Этот проект весьма странный.

Фонд национальной энергетической безопасности проанализировал ситуацию с российскими вложениями в добычу в других государствах и пришел к неутешительным выводам. Подробнее об этом читайте в нашей статье в сентябрьском номере журнала «Нефть России» и на сайте Фонда.

Автор: Константин Симонов


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики