Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго: Россия не обращалась к Казахстану с запросом о поставках бензина

Минэнерго: Россия не обращалась к Казахстану с запросом о поставках бензина

Минэнерго не обращалось к Казахстану с запросом о резервировании или поставках автомобильного бензина на российский внутренний рынок, говорится в официальном заявлении российского ведомства.

Ранее агентство Reuters опубликовало сообщение со ссылкой на источники о том, что Россия попросила Казахстан быть готовым поставить ей 100 тысяч тонн бензина в случае дефицита топлива из-за внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) после атак на них БПЛА. До этого аналогичные новости были о том, что топливо России поставит Беларусь.

В заявлении Минэнерго подчеркивается, что информация, поступающая от источников агентства Reuters, не соответствует действительности и демонстрирует фундаментальное незнание баланса моторных топлив ЕАЭС. Поставки бензина из Казахстана в Россию не предусмотрены. При этом сохраняется возможность поставок бензина из России в Казахстан до 285 тысяч тонн в год даже в период действия запрета экспорта из России этого вида топлива, и данные поставки осуществляются.

В ведомстве отмечают, что российский рынок полностью обеспечен необходимыми объемами производства бензина. Также полностью выполняются контракты на поставку топлив в дружественные страны. Имеющихся товарных запасов достаточно для удовлетворения нужд отечественных потребителей, в том числе с учетом планового роста спроса в весенне-летний период. 

Чтобы окончательно закрыть вопрос с Казахстаном, можно вспомнить, что в стране, конечно, есть несколько НПЗ разной мощности, но они не закрывают все потребление в стране. Для своих северных областей она покупает бензин и дизельное топливо (ДТ) в России. Казахстан немного экспортирует нефтепродукты, но в основном это мазут, который нашей стране совсем без надобности.

Как заметил в разговоре с "РГ" руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, едва ли Казахстан готов начать поставки топлива в Россию, и сомнительно, что Россия направляла такой запрос в Казахстан. Рынок Казахстана сбалансирован по АИ-92, но по высокооктановым бензинам (АИ-95, АИ-98 и выше), спрос на которые быстро растет, есть дефицит. В 2023 году Казахстан импортировал 7,9 тысячи тонн АИ-95, 1,3 тысячи тонн АИ-98 из России и Беларуси. "А учитывая быстрый рост спроса в последнее время, в этом году Казахстану потребуется больше топлива, поэтому ресурсов для экспорта не будет. Возможно, Казахстан может предоставить разовую помощь России (небольшие поставки топлива), но не думаю, что это действительно потребуется", - считает эксперт. 

То есть Казахстан отпадает, остается Беларусь. Как отмечает Кондратьев, Беларусь является крупным нетто-экспортером бензина в регионе. С 2021 года власти РБ прекратили публиковать данные о производстве и экспорте моторных топлив, но, по-видимому, ежегодно страна экспортирует до 1,5-1,8 млн тонн (4-5% от российского внутреннего потребления). В случае надобности какие-то объемы топлива могут быть поставлены в Россию, например, этим летом.

Но пока никакой необходимости закупать топливо за границей у России нет. По данным ЦДУ ТЭК, за последние три недели производство бензина действительно ниже среднего уровня за 4 года, но поставки на внутренний рынок наоборот превышают средние показатели с 2020 года. Что и не удивительно - экспорт бензина из России запрещен с 1 марта. Что касается ДТ, то это экспортный товар, и его производится значительно больше, чем потребляет внутренний рынок. Кроме того, запасы бензина и ДТ у нефтяных компаний сильно выше уровня прошлых лет, что не дает даже намека на повод поволноваться о возникновения дефицита топлива в стране.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, угрозы топливного кризиса в России сейчас нет. Определенные сложности возможны летом с бензином. Но у нас есть еще полтора месяца, чтобы ситуация пришла в норму - отремонтировать поврежденные НПЗ. В идеале их нужно защитить от повторения атак с воздуха.

Сейчас вокруг российского топливного рынка очень много хайпа, считает Симонов. Отсюда берутся новости про поставки бензина из Казахстана или критические последствия для рынка из-за остановки Орскогого НПЗ. Там же не произошла авария, не вышло из строя оборудование, которое требует длительного ремонта, просто предприятие временно остановлено из-за наводнения и будет запущено, когда вода уйдет, говорит эксперт.

С точки зрения Симонова, импорт топлива из Беларуси нам едва ли понадобится. Но как "план Б" на самый крайний случай он существует. Собственно, Республика Беларусь сейчас экспортирует свое топливо через Россию. То есть механизмы поставок есть и налажены. Но лучше до этого не доводить, подчеркивает эксперт.

Другое дело - вопрос цены, не окажется ли топливо из РБ сильно дороже российского. По словам Кондратьева, в прошлом году Беларусь поставляла в Россию бензин, и импортер получал выплаты по демпферу (компенсация из российского бюджета нефтяным компаниям при поставках топлива на наш рынок по ценам ниже экспортных), что позволило обеспечить комфортный для потребителей уровень цен. Вероятно, и сейчас потребуется распространение российских механизмов поддержки нефтепереработки (выплаты по демпферу, возможно, дополнительные выплаты - в рамках вычета по акцизу на нефтяное сырье) на импортные объемы.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 09.04.2024

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики