Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетику на Украине защищали мешками с песком за 2 млрд гривен

Энергетику на Украине защищали мешками с песком за 2 млрд гривен

Игорь Юшков: «Нужно было строить бетонные сооружения, а не раскладывать мешки»

На Украине нардепы хотят провести проверку работы Мустафы Найема – знаковой личности Евромайдана, который после переворота стремительно поднялся в вертикали украинской власти. Сейчас он руководит Агентством восстановления и развития инфраструктуры Украины, которое и отвечает за обеспечение безопасности критически важных объектов. «МК» разбирается, как же украинцы пытались защитить свою энергетику.

Как сообщают украинские телеграм-каналы, вопросы к Найему появились после уничтожения Трипольской ТЭС. Член энергетического комитета Верховной рады Анна Скороход публично заявила, что правоохранительным органам необходимо провести аудит касательно того, куда делись деньги, выделенные на защиту энергообъектов. Как сообщил нардеп Алексей Гончаренко (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга), кроме Мустафы Найема «на ковер» в Раду вызвали и министра развития общин, территорий и инфраструктуры Александра Кубракова. Спустя менее часа после поста Гончаренко другой нардеп Ярослав Железняк сообщил, что ни Кубраков, ни Найем сегодня в парламент не придут, так как они «в командировке». Ситуацию прокомментировал и экс-председатель украинского парламента Дмитрий Разумков: «К ним очень важные вопросы: как в течение года готовилась защита инфраструктуры? Надеюсь, что Кубраков и Найем все-таки придут в Раду, потому что в противном случае их нужно будет просто увольнять». 

Еще полгода назад Мустафа Найем рассказывал, что на Украине объекты энергетической инфраструктуры оснащаются тремя уровнями защиты. Первый уровень защиты - мешки с песком и габионы размером в 12 метров. Они призваны защитить от попадания осколков дронов. Второй уровень - для защиты от прямого попадания дронов - это бетонные конструкции, которые строятся вокруг основной сети «Укрэнерго». Третий уровень создан для защиты от ракет. Какие именно конструкции строятся для защиты от ракет, Мустафа не уточнил, однако отметил, что «это очень ценные сооружения, и они стоят больших денег».

Согласно отчету Агентства восстановления и развития инфраструктуры Украины, первым уровнем защиты обеспечены 103 объекта в 21 области, в частности, объекты генерации и распределительных сетей. За него заплатили 2 миллиарда гривен. «Песок у нас явно недешев, наверное, золотоносный…» - отмечает украинское издание «Зеркало недели». Хуже ситуация со вторым и третьим уровнем защиты, которые есть у 22 подстанций в 14 областях. На второй затратили 9,4 млрд грн, на третий – 67,6 млрд гривен. То есть в общей сумме было потрачено 79 млрд гривен (187 млрд рублей). Как сообщают украинские СМИ, на защиту все той же Трипольской ТЭС было выделено 9,7 млрд гривен (около 23 млрд руб) в августе прошлого года.

Тем временем Мустафа уже успел отчитаться о пользе возведенных сооружений. В конце марта в своих социальных сетях он написал: «Ночью 22 марта были поражены объекты 9 подстанций, где Агентство восстановления организовало строительные работы защитных сооружений. Защита сработала с максимальной эффективностью на всех подстанциях. Фортификационные сооружения на всех объектах выдержали прямые и косвенные удары, обеспечив полную защиту автотрансформаторов и электрического оборудования». Прозвучавшие в его адрес обвинения он пока никак не прокомментировал.

Сам же Найем – интересная фигура в украинской политической системе. Родился он в Афганистане в семье заместителя министра образования. Его отец сначала перебрался в Москву, а после – в Киев. Там Мустафа после обучения в Киевском политехе попал в журналистику. Работал в «Коммерсанте», в «Украинской правде», а после ушел на ТВ. В 2013 году его пригласили на обучение западные фонды. Он стал участником программы стипендиатов Стэнфордского университета.

Во время Майдана он принимал активное участие в его организации. Именно его авторству принадлежит сообщение: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей». Первую неделю протестов Найем возглавлял неформальный координационный центр Евромайдана, но затем вернулся к работе в СМИ. После ушел в политику: был в партии Порошенко, потом вступил в «Демократический альянс». В 2019 году стал заместителем генерального директора госконцерна «Укроборонпром». В 2021-м его назначают заместителем министра инфраструктуры, а в 2023 году он становится главой Агентства восстановления и развития инфраструктуры. На своих должностях Найем особых достижений не демонстрировал, зато деньги получал, по меркам Украины, большие. В «Укроборонпроме» он зарабатывал в месяц 813,9 тыс. грн. при средней зарплате в 17 442 грн.

На этой должности он попадал в ряд коррупционных скандалов, из-за которых его впоследствии и определили в замминистра инфраструктуры. Так, в 2021 году представитель наблюдательного совета ОАО «Меридиан им. С.П. Королева» Вадим Гриб подал в Национальное антикоррупционное бюро Украины жалобу «за превышение служебных полномочий и вымогательство денег в ходе реализации им «эффективной» корпоративной политики на нашем предприятии». В «Укроборонпроме» начали служебное расследование, в результате которого Найем был уволен со своего поста.

На нынешней должности Найем тоже успел провороваться. В феврале украинские телеграм-каналы сообщали, что Агентство восстановления и развития инфраструктуры за 8,6 млн грн заказало «Услуги по управлению и сопровождению проектов» в ГП «Группа управления проектами восстановления», учредителем которого является непосредственно Найем.

Так все-таки насколько эффективна была система защиты, рекламируемая Найемом? Об этом мы спросили у эксперта Финансового университета при Правительстве РФ, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова:

«В 2022 году Россия атаковала объекты электроэнергетики преимущественно дронами. При этом существенная доля этих дронов прилетала не по машинному залу или объектам генерации непосредственно, а по трансформаторам, подстанциям, сетевому хозяйству. По тому оборудованию, которое стоит снаружи и, как правило, вообще в обычное время никак не прикрыто. Соответственно, там было достаточно осколками их посечь, чтобы они не работали. Так что Украине исходила из предыдущего опыта. Прилетало, безусловно, и ракетами, и по машинным залам, но это была не столь большая доля ударов от общего количества.

А сейчас мы видим, что прилетает все подряд и много. Прилетают и ракеты, и дроны, и по трансформаторам, и по машинным залам. Та же самая Трипольская ТЭС – полностью машинный зал уничтожен. То есть туда прилетели сразу несколько ракет, несколько дронов, и все это массово, чтобы наверняка. Естественно, что от такого количества ракет сложно чем-либо укрыться. Чтобы укрыться от ракет нужно делать что-то типа купола, как на АЭС.

Изначально, конечно, электростанции не были рассчитаны на какой-либо удар по ним, тем более ракетами. Поэтому удар дрона потолок электростанции еще может выдержать, а прилет ракеты – нет. Или, например, габионы с мешками могут защитить от осколков, если в соседний агрегат прилетит, а от ракет или пожара – нет. Так что изначально было понятно, что это мало что даст и будет эффективно только от косвенного ущерба. Если будут целенаправленно стрелять по какому-то агрегату, то все долетит и защитить его будет невозможно.

Была ли там коррупция? Да, наверняка. Потому что даже украинские СМИ называют такие суммы, за которые можно было выстроить целое новое бетонное здание. Здесь нужно было долго и дорого строить. Нужно было сразу выстраивать бетонное сооружение и помещать туда все оборудование, а не раскладывать мешки. И то не факт, что это помогло бы. А так как объектов генерации и объектов электроэнергетики на Украине довольно много, то ни времени, ни сил, ни желания у чиновников их всех реально защитить не было».

Автор: Елизавета Калашникова
 
Источник: МК, 12.04.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики