Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сообразили на троих. Газовый союз РФ, Казахстана и Узбекистана состоялся

Сообразили на троих. Газовый союз РФ, Казахстана и Узбекистана состоялся

Идея создания тройственного газового союза в составе России, Казахстана и Узбекистана впервые была озвучена в конце ноября 2022 года. Вопреки скептическим прогнозам многих аналитиков, проект фактически реализовался, специально для aif.ru сообщил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, хотя официальных заявлений об этом не было.

Российская инициатива по созданию тройственного союза с Казахстаном и Узбекистаном предполагала координацию между Москвой, Астаной и Ташкентом вопросов, связанных с развитием транспортной, перерабатывающей и сбытовой газовой инфраструктуры, направленной как на внутренние рынки, так и на внешние. Впервые идею озвучил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи с премьер-министром России Михаилом Мишустиным 28 ноября 2022 года, отметив, что предложение исходит от президента РФ Владимира Путина, и практически сразу многие аналитики скептически оценили перспективы проекта. Позже прохладное отношение к идее газового союза со стороны Узбекистана только усилило критику. «Объявление о создании тройственного газового союза напугало среднеазиатские страны, — говорит Игорь Юшков. — Многие политики в этом регионе стали угрожать, что Россия скупит на корню всю газовую отрасль Казахстана и Узбекистана, и потом будет диктовать цены на топливо», — объясняет эксперт.

Но экономические законы еще никто не отменял, на практике оказалось, что сотрудничество выгодно всем. Во всех центральноазиатских странах, кроме Туркменистана, есть дефицит газа, у всех собственная добыча падает, а потребление растет. «В итоге в июне 2023 года Узбекистан подписал контракт с “Газпромом” на поставку 2,8 млрд куб. м., в год начиная с ноября 2023 года, а теперь ведутся переговоры о увеличении объемов до 10-15 млрд куб. м. ежегодно, — указал Игорь Юшков. — В Казахстане похожая ситуация, с этой страной либо в текущем, либо в следующем году также планируется подписание контракта», — подчеркнул эксперт.

Россию, Казахстан и Узбекистан еще с советских времен связывает газотранспортная система Азия-Центр мощностью 45-50 млрд куб. м. в год и газопровод Урал-Бухара мощностью 8 млрд куб. м. в год, и это является еще одним аргументом в пользу дееспособности тройственного союза, причем наибольшую отдачу получит именно наша страна. «Для нас это выгодно вдвойне, ведь никаких дополнительных вложений делать не требуется, — уверен Игорь Юшков. — Для поставок можно использовать инфраструктуру газопровода “Средняя Азия — Центр”, построенного еще во времена СССР. Правда, работать он будет в реверсном режиме, но это не затратно. Фактически идея тройственного союза реализовалась. Громких заявлений и излишней помпезности не было, но получилось даже лучше, чем планировали», — заключил эксперт.

Ранее Игорь Юшков специально для aif.ru рассказал о ходе реализации проекта по созданию турецкого газового хаба.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 04.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики