Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не только нефть: что сближает Россию и исламский мир

Не только нефть: что сближает Россию и исламский мир

Еще десять лет назад страны Ближнего Востока и Северной Африки воспринимались в России в лучшем случае как хорошие курорты, да и то не все. В худшем их считали главными конкурентами для нашего экспорта нефти в Европу - направлению, которое считалось тогда важнейшим.

Сейчас это наши основные партнеры по сделке ОПЕК+, единственной силе, которая сдерживает нефтяной рынок от сползания в хаос перепроизводства или дефицита сырья. Еще они покупатели, переработчики и реэкспортеры наших ресурсов, не только углеводородов. А также те, кто продолжает вкладывать деньги в нашу экономику и сотрудничать с Россией во всех возможных сферах.

Искать причины таких глобальных перемен только в сиюминутной экономической целесообразности было бы неверно. Хотя сближение России со странами исламского мира в большей мере вызвано именно экономикой, способствующие этому факторы были значительно масштабнее, чем простая выгода от роста цен на нефть в результате сокращения ее добычи. Поэтому и наше сотрудничество оказалось более крепким, чем ожидалось в Европе или США.

Более того, оно углубляется. Сейчас можно выделить несколько главных направлений взаимодействия России и исламских стран. В сфере нефтегазовой отрасли их три: ОПЕК+ (в первую очередь, Саудовская Аравия), Иран и Турция. В перспективе есть еще страны Северной Африки и Средней Азии - туда могут прийти российские нефтегазовые компании.

Как отметил в беседе с "Российской газетой" руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслав Мищенко, мир сейчас вступил в фазу фрагментации глобальной экономики, в том числе нефтяного и энергетических рынков. Связано это с санкционной политикой. То есть с группировкой определенных стран вокруг одной системы, их попытками регулировать рынки и указывать другим странам, как работать. Наказывать или поощрять за какие-то политические действия и шаги. Естественно, свободным или глобальным рынком это назвать уже нельзя.

Альянс ОПЕК+ изначально не задумывался как сила, противодействующая этому диктату, это был не более чем инструмент удержания цен на нефть на приемлемом для участников уровне. Да, большинство стран, участвующих в сделке, были исламскими, но это уже проблемы географии и геологии. Так уж сложилось, что свои углеводородные запасы развитые страны большей частью исчерпали. Сохранились они только в Норвегии и США, которые их в основном тратят на внутреннее обеспечение, вынужденно компенсируя свой экспорт нефти ее импортом. 

Изначально Россия и другие страны ОПЕК+ были конкурентами, а сейчас стали партнерами

И именно рост сланцевой добычи в США, что в 2020 году едва не разрушило единство нефтяной сделки, пандемия COVID-19, обвалившая котировки барреля, и активное продвижение странами Запада идеи отказа от ископаемых источников энергии сделали сделку ОПЕК+ долгоиграющей.

По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, первоначально Россия и другие страны, вошедшие в ОПЕК+, были только конкурентами, которые временно объединились, чтобы не допустить кризиса на рынке. Сейчас все изменилось. Арабские производители нефти стали скорее нашими партнерами, хотя конкуренция, конечно, никуда не делась. Но сама нефть как товар оказывается под серьезным давлением. Мир поделился на два энергетических блока - зеленых прогрессистов и углеводородных консерваторов. Первый блок заявляет, что скоро углеводороды будут никому не нужны, а победит, как коммунизм, возобновляемая энергетика. Второй блок не оспаривает энергетический переход в будущем, но считает, что он не должен быть форсированным. Здесь главная задача - это борьба с энергетической бедностью. То есть нужно дать небогатым странам право на развитие, которое невозможно без дешевой энергии. И теперь это противостояние идеологическое. Мы партнеры с арабскими странами с точки зрения сохранения перспектив нефти как товара. И нас сейчас очень активно западная пресса пытается столкнуть лбами. К счастью, безуспешно.

Иран тоже участник ОПЕК+, хоть и не участвующий в сокращении добычи нефти. Нас с ним связывает не только близкое географическое положение, но и санкционное давление со стороны США и ЕС.

Иран живет уже не первое десятилетие под санкциями и приспособился определенным образом вести экономику, говорит Мищенко. По его мнению, у нас с Ираном сейчас возникла абсолютная синергия. Идет реализация проекта "Север-Юг", транспортного коридора из России в Индию, который должен пройти через страны Каспийского региона, Центральной Азии, Закавказья и Иран.

В этом проекте для Ирана очень было бы выгодно занять ведущее положение главного транзитера всех потоков с юга на север и с севера на юг.

Кроме того, Иран мог бы с Россией взаимодействовать по организации своповых (замещающих) поставок нефти, нефтепродуктов - например, мы на север Ирана, они свои ресурсы на юг, другим покупателям. Таким образом, если мы будем поставлять на север Ирана определенную номенклатуру товаров, Россия может получить выход к странам Персидского залива, Индии и странам Юго-Восточной Азии, уточняет Мищенко.

У нас близкие подходы с Ираном на будущее углеводородов, считает Симонов. И мы формируем соответствующую повестку развития. Пока на уровне двухсторонних контактов, но будем в перспективе привлекать в нее страны Персидского залива и потенциальных покупателей наших ресурсов. Нам вместе с ОПЕК и с Ираном придется бороться за Китай, за Индию, за Африку. За те страны, которые энергию покупают, и им она нужна доступная и дешевая. В той же Северной Африке, Египте или Ираке есть спрос на наши товары, нефтегазовые решения, продукцию российского машиностроения.

Еще один основной наш партнер в исламском мире - Турция. По словам Симонова, эта страна сейчас является как бы проводником между Западом и Востоком, соединяющим два изолированных друг от друга энергетических мира. Но окончательно разделить мир на две половины не получится, какие-то контакты сохранятся. Турция роль проводника успешно выполняет, это видно по перевалке нашего дизеля и по идее турецкого газового хаба.

По мнению Мищенко, Турции придется определиться, чью сторону занять, с кем быть. В том числе это придется делать из соображений безопасности, чтобы не допустить вмешательство Запада во внутренние дела своей страны.

Эксперт считает, что Запад сильно дискредитировал себя в исламском мире в последние десятилетия. Яркий пример этого - арабская весна, которая прокатилась по странам Ближнего Востока, Северной Африки. Она была организована за счет новых социальных технологий и принесла арабским странам только разрушение. Итогом стало падение целых государств, фрагментация самого исламского мира и прямое военное вмешательство, как произошло в Ираке, Сирии, Ливии и в ряде других стран. Поэтому Россия, как партнер, для исламского мира выглядит намного привлекательнее Запада.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 14.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики