Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство приостановило действие временного запрета на экспорт бензина

Правительство приостановило действие временного запрета на экспорт бензина

На внутреннем рынке созданы достаточные для обеспечения спроса запасы топлива

Правительство России приняло решение приостановить действие временного запрета на экспорт бензина для производителей топлива до 30 июня текущего года, сообщает пресс-служба кабинета министров.

При этом ограничения на данные поставки будут сохранены с 1 июля по 31 августа.

В правительстве пояснили, что ограничения были временно отменены на фоне насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива, а также для того, чтобы не допустить снижения объемов переработки на некоторых НПЗ из-за затоваривания автомобильным бензином.

Кроме того, возможность возобновить экспорт призвана освободить порты от топлива, которое должно было быть поставлено зарубежным потребителям, но не было вывезено из-за вступивших ограничений.

В Минэнерго пояснили, что цели, для которых вводился запрет на экспорт, были достигнуты: внутренний рынок теперь полностью обеспечен предложением и насыщен моторным топливом. Запасы на НПЗ и нефтебазах, по данным ведомства, составляют около 2,1 млн т автомобильного бензина и 4 млн т дизельного топлива, что позволяет полностью покрыть потребности внутреннего рынка.

В министерстве отметили, что правительство ведет мониторинг обеспечения внутреннего рынка, поэтому в дальнейшем приостановка запрета может быть продлена.

Временный запрет на экспорт бензина российское правительство ввело 1 марта для стабилизации цен на внутреннем рынке в период повышенного спроса.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов отмечает, что из-за запрета на экспорт бензина, действовавшего с 1 марта 2024 г., поставки этого вида топлива за рубеж в I квартале сократились на 31% по сравнению с показателем аналогичного периода 2023 г., с 2,15 млн до 1,48 млн т. При этом доля экспорта в структуре производства бензина в стране снизилась с 19 до 14%.

Эксперт обращает внимание, что экспорт бензина, несмотря на сравнительно низкую долю в продажах этого топлива, играет важную роль в поддержании маржинальности нефтепереработки. По его словам, это особенно важно на фоне возросших издержек НПЗ. Именно поэтому регуляторы и приостановили запрет, считает Родионов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что внутренний рынок сейчас, действительно, перенасыщен топливом. По его словам, несколько НПЗ начали сокращать объем производства из-за заполнения нефтебаз.

Тем не менее возможность нехватки бензина на российском рынке сохраняется, считает Юшков. Он поясняет, что летом спрос на топливо в России значительно растет, а прогнозировать объем производства в текущих условиях сложно. Именно поэтому запрет снят лишь на месяц, говорит аналитик. Дальнейшие решения правительство будет принимать исходя из мониторинга рынка, добавляет Юшков. Существенного роста биржевых цен на бензин из-за приостановки запрета экспорта он не ожидает.

Эксперты уверены, что решение правительства не отразится на ценах на топливо в рознице, то есть на АЗС. «Отмена запрета на экспорт была бы невозможна без негласного компромисса, в рамках которого нефтяники удерживают розничные цены на нефтепродукты в границах инфляции», – поясняет Родионов.

Авторы: Дарья Снегова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 20.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики