Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оптовые цены на бензин в России начали снижаться

Оптовые цены на бензин в России начали снижаться

Колебания на бирже не будут сильно влиять на розничные цены

Оптовые цены бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 28 мая снизились до минимума с 8 мая, следует из данных торговой площадки.

Бензин марки АИ-92 подешевел на 5,2% по сравнению с локальным пиком 22 мая до 47 135 руб./т, АИ-95 – на 5,3% по сравнению с 21 мая до 53 777 руб./т, следует из данных закрытия торговой сессии во вторник. Таким образом, стоимость топлива полностью отыграла волну роста, возникшую на фоне отмены запрета на экспорт бензина.

Рост цен на бирже начался 7 мая на новостях о возможном возобновлении поставок за рубеж. Тогда курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак заявил, что внутренний рынок перенасыщен этим видом топлива, поэтому Минэнерго предложило разрешить экспорт бензина.

Соответствующее постановление правительства было опубликовано 20 мая. Оно сняло ограничение на вывоз бензина до 30 июня. Такое решение было принято для того, чтобы не допустить снижения объемов переработки нефти в РФ из-за затоваривания рынка, а также для освобождения портов от невывезенного топлива, поясняла пресс-служба правительства.

На этом фоне биржевые цены на топливо, которые 7 мая достигли минимума с конца февраля, выросли на 8,8% до 49 700 руб./т по АИ-92. АИ-95 подорожал на 9,1% до 56 768 руб.

Запрет на экспорт бензина в России был введен 1 марта сроком на полгода на фоне роста цен в опте. Производство автомобильного бензина в России снизилось на 1,3% в I квартале 2024 г. в годовом выражении до 11 млн т. 20 февраля занимавший тогда пост министра энергетики Николай Шульгинов говорил, что переработка нефти с начала года снизилась на 7%. Одной из причин стали атаки на НПЗ. Но по итогам 2024 г., прогнозировал Шульгинов, переработка составит 275 млн т, что примерно соответствует уровню 2023 г.

«Ведомости» направили запросы СПбМТСБ и крупнейшим производителям нефтепродуктов.

Цены на бензин на СПбМТСБ не растут из-за того, что нефтяники не стали резко наращивать объемы экспорта, отмечает аналитик Финансового университета при правительстве Игорь Юшков. «Компаниям выгодно поддерживать стабильную ситуацию на внутреннем рынке топлива и на бирже. В результате правительство может продлить отмену запрета на экспорт на июль и даже август», – рассуждает он. На выравнивание цен на внутреннем рынке сейчас также влияют действие топливного демпфера, стабилизация мировых цен на нефть и локальное укрепление рубля, добавляет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Он допускает, что на фоне высокого сезонного спроса на бензин и все еще низкого объема производства к концу лета оптовые цены могут вырасти еще на 10-13% относительно текущего уровня. При этом колебания на бирже не будут сильно влиять на розничные цены, так как оптовые котировки находятся «в комфортном диапазоне» как для нефтяников, так и для покупателей, уточняет он.

По данным биржи ICE, с начала мая стоимость барреля Brent не превышает $84, хотя в отдельные дни снижалась до $81,4. Курс рубля к доллару начал укрепляться с середины апреля этого года. Если 17 апреля цена закрытия торгов составляла 94,3 руб./$1, то 28 мая курс составлял 88,5 руб.

Задача правительства – удерживать рост цен на топливо в рознице в пределах инфляции, которая по итогам 2024 г. ожидается на уровне 8%, напоминает Юшков. Кауфман прогнозирует повышение цен на АЗС «не более чем на 4-6%» по итогам года.

Оптовая стоимость нефтепродуктов в России «сбалансирована» после открытия экспорта, так как внутренний рынок обеспечен необходимым объемом топлива, заявил «Ведомостям» представитель ФАС. По мнению ведомства, текущие оптовые цены «позволяют АЗС работать без убытка». Все нефтяные компании выполняют установленные нормативы продаж топлива на бирже, уточнили в ФАС.

Пресс-служба Минэнерго 20 мая сообщала, что «внутренний рынок полностью обеспечен предложением и насыщен моторным топливом». «Были восстановлены объемы переработки на НПЗ, улучшена общая ситуация с доставкой нефтепродуктов до потребителей, полностью удовлетворены потребности регионов страны», – подчеркивали в министерстве. 

Запасы автомобильного бензина на НПЗ и нефтебазах на 20 мая, по данным ведомства, составляли около 2,1 млн т, дизтоплива – 4 млн т. При этом в Минэнерго тогда не исключали, что приостановка запрета может быть продлена и после 1 сентября. «Ведомости» направили уточняющие вопросы в Минэнерго по текущей ситуации на рынке топлива.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 28.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики