Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США хотят остановить все проекты по производству СПГ в России

США хотят остановить все проекты по производству СПГ в России

США внесли в санкционный список целый ряд запланированных в России проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике, а также семь судов-газовозов. Необычность ситуации в том, что все проекты пока есть только на бумаге, а из семи газовозов эксплуатируется только один.

Под санкционный каток попали проекты "Новатэка: "Арктик СПГ-1", "Арктик СПГ-3", "Мурманский СПГ", суммарной мощностью производства - около 60 млн тонн СПГ в год. Но не по одному из них еще даже не принято инвестиционное решение. Схожая ситуация с российскими газовозами - судно "Александр Косыгин" сдано в конце прошлого года, два газовоза "Петр Столыпин" и "Сергей Витте" строятся, а четыре существуют только в планах и пока не имеют даже названия.

Фактически США бьют по развитию производства СПГ в нашей стране. Причем притянуть эти санкции к политической повестке можно разве что за уши. Имеет место "грязная" конкуренция - из трех основных соперников США на мировом рынке СПГ (Австралия, Катар и Россия) наибольший прирост производства могли дать именно наши проекты. При этом все они попадают под льготный налоговый режим. В Федеральный бюджет с них могли попасть лишь небольшие отчисления по налогу на прибыль (большая часть в региональные бюджеты). Экспортная пошлина для этих проектов нулевая, как и ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газа, который мог на них сжижаться.

Все попавшие под санкции проекты уже планировалось реализовывать с применением российских технологий и оборудования

Как отметил в беседе с "РГ" замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в части СПГ больших отличий от предыдущего раунда санкций нет. Если России удастся продвинуться вперед, несмотря на предыдущий пакет, который включил в санкционный список (SDN-лист) все уже реализуемые проекты СПГ, то нынешнее расширение не будет иметь принципиального значения. Это скорее демонстрация со стороны США. Мол, мы обещали давить на СПГ проекты в России и продолжаем давить.

Ранее под санкции США попал завод "Арктик СПГ-2", первая линия (мощностью 6,6 млн тонн) которого была запущена в конце прошлого года, и перегрузочные комплексы СПГ в Мурманске и на Камчатке. Кроме того, санкции сделали невозможным передачу проекту газовозов, сделанных под его нужды в Южной Корее. Помимо этого, санкции затронули строящийся завод по производству СПГ в Усть-Луге "Газпрома" и только запланированный к реализации СПГ проект в Якутии. А еще в 2022 году под санкции попало оборудование для сжижения газа - его продажа или передача технологий России.

При этом никаких заявлений от российских компаний об остановке уже строящихся или запланированных проектов не было. Была лишь неподтвержденная информация, что третью линию "Арктик СПГ-2" установят на "Мурманском СПГ". А в СМИ проскакивали новости о том, что компании пытаются ускорить строительство газовозов на отечественной судоверфи "Звезда".

Что же касается последнего санкционного списка США, то по словам директора по исследования компании "Имплемента" Марии Беловой, реализация этих проектов уже предусматривалась с применением российских технологий сжижения или технологий из дружественных стран. Проблема в том, что попадание в SDN-лист серьезно затруднит формирование консорциумов с иностранным участием, продажу газа по долгосрочным контрактам, а также собственно транспортировку газа газовозами. Поэтому запускать эти проекты придется либо собственными силами, либо во взаимодействии со странами, чьи компании не побоятся попасть под американские санкции.

Не стоит думать, что санкции против нашего СПГ будет можно обойти также, как было сделано с нефтью. Газовозов на рынке в почти 10 раз меньше, чем нефтяных танкеров. К тому же США не пытались ограничить торговлю российской нефтью, а лишь хотели сбить цену на нее. Без нашей нефти цены на бензин в Америке побили бы все рекорды. А вот от нашего газа в США ничего не зависит. С ним Вашингтон готов бороться до его полного запрета.

Основная проблема для наших будущих СПГ-проектов видится в недостатке судов для перевозки газа. Как отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст", к.э.н. Олег Абелев, львиная доля судов, которая перевозит СПГ, производится в Южной Корее, которая является недружественной страной. По его мнению, придется задействовать какие-то схемы параллельного импорта для получения ряда комплектующих.

А вот с продажей нашего СПГ с проектов, попавших под санкции, особых проблем быть не должно, считает Белова. Наиболее жизнеспособной схемой будут продажи газа на условиях спот (срочная продажа на биржевых площадках), и это не обязательно приведет к дисконтам, но может отразиться на уровне загрузки завода в отдельные периоды времени, уточняет она.

При этом насколько сдвинутся сроки реализации проектов пока предсказать сложно. Известно, что для "Арктик СПГ-2" требовался 21 газовоз. На этапе строительства - два или три, но этого пока слишком мало даже для действующих проектов, не говоря о запланированных, которые попали под новые санкции. Впрочем, время есть, постепенный ввод их мощностей ожидался с 2025 до 2035 года.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики