Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > FT: Россия расширяет теневой флот для перевозки СПГ

FT: Россия расширяет теневой флот для перевозки СПГ

Таким образом она пытается обойти западные санкции и заодно действует на упреждение. Однако, считают эксперты, в случае с СПГ ситуация может быть сложнее, чем с нефтью

Россия расширяет теневой флот и закупает десятки судов, способных перевозить СПГ. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на данные консалтинговых компаний и фирм, отслеживающих маршруты судов. По их данным, со второго квартала прошлого года более 50 судов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза.

По данным консалтинговой компании Windward, со второго квартала прошлого года более 50 газовозов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза. Неизвестные покупатели связаны с Россией и специально приобретают суда под юрисдикцией Эмиратов, утверждают западные аналитики, но не раскрывают ни точное число судов, ни конкретные названия бенефициаров.

В компании Kpler, отслеживающей передвижение кораблей, также считают, что сложная сеть торговых операций «потенциально связана с российскими интересами». Например, некоторые из купленных судов уже ходят по традиционным маршрутам транспортировки российского газа. В частности, одно загружало газ с «Ямала СПГ», который еще не попал под санкции. Скорее всего, это действительно именно то, о чем все думают, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Все похоже на то, что Россия создает теневой флот газовозов, в частности «Новатэк», наверное, создает теневой флот газовозов, по крайней мере ему это на данный момент нужнее. У «Газпрома» может возникнуть такая потребность, если он сможет достроить проект СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области, пока же это больше всего нужно «Новатэку», ведь именно он запустил уже первую очередь «Арктик СПГ-2», и она не отгрузила ни одной партии газа, к Новому году запустят вторую очередь проекта «Арктик СПГ-2», и она тоже останется без единого газовоза. Я думаю, что «Новатэк» вполне может собирать этот флот, другой вопрос, что он может это делать не своими руками, ведь теневой флот в нефтяной сфере тоже в основном не принадлежит напрямую российским компаниям, он зарегистрирован во всевозможных офшорах. ОАЭ здесь уже использовались российскими судовыми компаниями, например «Совкомфлот» зарегистрировал там свою дочернюю компанию, правда, американцы все равно против нее и ее танкеров вводили санкции, записывали их в SDN-лист, но тем не менее юрисдикция ОАЭ активно используется российскими компаниями для того, чтобы переводить либо туда какое-то имущество, либо работать там через свои компании, закупая какое-то оборудование, детали и прочее, либо продавая на мировой рынок что-то из России, что напрямую запрещено. То есть можно покупать газ, российский СПГ, кроме тех проектов, которые попали в SDN-лист, это «Арктик СПГ-2» и те проекты, которые только предполагалось построить, — Мурманский СПГ, «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3», «Обский СПГ» и СПГ-завод «Газпрома» в Усть-Луге».

Российские игроки рынка СПГ готовятся к усилению санкций: недавние, например, остановили, по данным западных агентств, работу того же «Арктик СПГ-2», и предприятие вынуждено рециркулировать уже добытый газ. Официальные лица в США прямым текстом заявляют, что одна из целей уходящей администрации — сорвать проект «Арктик СПГ-2» шквалом санкций.

В начале лета в SDN-листе оказались дочерние структуры «Новатэка», в том числе еще не реализованные проекты «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3» и «Обский СПГ». Параллельно ЕС вводит ограничения на транзит СПГ через европейские порты.

Повезло только «Ямалу СПГ»: проект под санкции не попал. США и ЕС давят, а значит, теневой флот будет расширяться. Однако с СПГ, в отличие от нефти, будет сложнее. Игроков мало, компании открытые, суда, приспособленные для перевозки СПГ, — не так просты и удобны, как танкеры с нефтью. А значит, уязвимых для санкций мест гораздо больше, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Таких возможностей, на мой взгляд, у них сейчас больше по нефти, в связи с тем что нефтяной танкерной инфраструктуры достаточно много в мире, особенно той, которая так называемая подержанная, которую можно перекупать, заводить ее под теневой флот Российской Федерации. А СПГ — это более экзотический вид товара, обороты этого рынка далеко еще не сравнялись с тем объемом перевозки, который организован именно по нефтяной части. В этом, мне кажется, и кроется основная сложность для наших компаний. Если мы говорим про нефтяные танкеры, вы можете перегрузиться где-то в море, а для СПГ вам технологически нужно еще придумать, как соответствующую перегрузку осуществить, в море или где-то еще. Во-первых, у нас компаний не так много, которые производят этот вид сырья, это, по сути дела, «Новатэк» и «Газпром». Санкции по СПГ работают, ровно поэтому проекты, связанные с развитием мощностей, имеют тенденцию откладываться на более поздний период времени, потому что нужно искать замену, нужно делать перепроектирование».

Стратегия Москвы в борьбе с западными санкциями на российские энергоносители — расширяться быстрее, чем этот процесс можно отследить. Условно, мы закупаем столько судов и так быстро пополняем теневой флот, что Штаты не успевают обновлять SDN-лист, а ЕС — согласовать очередной пакет санкций.

Борьба США и ЕС против танкеров, развозящих российскую нефть, переходит в область легенд о Гидре, которая взамен отрубленных голов отращивает все новые и новые.

Источник: BFM.RU, 22.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики