Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: автолюбителям Подмосковья не стоит ожидать резкого скачка цен на топливо в 2025 году

Эксперты: автолюбителям Подмосковья не стоит ожидать резкого скачка цен на топливо в 2025 году

Цена на топливо в 2025 году на подмосковных АЗС увеличится на 5%

 

В следующем году цены на бензин и дизель на розничном рынке неизбежно продолжат расти по всей России, но плавно. И Подмосковье здесь не исключение — ситуация ничем не будет отличаться от ситуации в других регионах. В январе увеличивается акциз на автомобильный бензин пятого экологического класса на 14%, а дизеля — на 16%. В начале года это будет основная причина, почему вырастет цена за литр топлива примерно на 5%. Корреспондент REGIONS спросил у экспертов, какие еще факторы окажут влияние на цены.

 

В начале года начнется новый отсчет повышения цен. Есть некий целевой показатель для правительства РФ, что цена на топливо может расти в рознице, но по итогам года не должна превышать уровень инфляции, напоминает REGIONS Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.

«Сейчас бензин с трудом укладывается в обозначенный показатель, посмотрим, что будет происходить в конце декабря. Он еще может даже немного выйти за показатель инфляции, потому что пока не понятен сам уровень инфляции. По дизелю, наоборот, пока укладывается в показатели, но еще может «добрать» к концу года и в январе неизбежно продолжит свой рост, поскольку правительство не будет так сильно давить на нефтяные компании, чтобы те сдерживали ценники на АЗС», — отмечает аналитик.

Как рассказал REGIONS аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, основными драйверами вероятного роста цен на дизель являются общая высокая инфляция в стране, слабый рубль и высокая маржинальность экспорта. А ключевым стабилизирующим фактором на рынке остается демпферный механизм, компенсирующий нефтяникам часть разницы между экспортной и внутренней ценой.

«На фоне сочетания данных факторов ожидаем, что рост цен на дизель в 2025 году может быть близок к общему уровню прогнозной инфляции, т. е. будет находиться в диапазоне 5–8%», — отметил Сергей Кауфман.

По бензину происходит некий обмен. Нефтяным компаниям разрешили его экспорт, но взамен от них ждут, что они в ручном режиме будут сдерживать на него цены, чтобы правительство уложилось в свои целевые показатели.

«В начале года, как я уже говорил, цены возрастут, однако не стоит ожидать резкого скачка. Нефтяные компании в ручном режиме будут сглаживать рост цен, потому что, когда происходит чрезмерное подорожание на АЗС или скачок цен на бирже, правительство реагирует на это тоже довольно жестко», — уточнил Игорь Юшков.

Оно сразу запрещает компаниям экспортировать топливо, преимущественно именно бензин, потому что дизеля Россия производит в два раза больше, чем потребляет, долго запрет тут не продержишь — надо будет перенастраивать НПЗ, так как дизель некуда будет девать.

А вот запрет на экспорт бензина может продержаться несколько месяцев, и нефтяникам это совсем не выгодно. Поэтому в их интересах хоть и проводить подорожание, но плавно, чтобы это не вызывало никаких негативных социальных волнений.

На протяжении всего 2025 года, скорее всего, инфляция будет оставаться выше 4%, нежели чем этого хотел бы ЦБ. То есть топливо, скорее всего, будет расти на уровне инфляции в 5–8%. Учитывая прогнозы опрошенных REGIONS экспертов, примерные цены на топливо в Подмосковье будут выглядеть в 2025 году так: АИ-92 — 58 руб., АИ-95 — 63 руб., АИ-98 — 87 руб., ДТ — 105 руб.

«Соответственно, ничего нового здесь ожидать не стоит. Есть механизм демпфирующей надбавки, когда правительство из бюджета возвращает нефтяникам часть ими же уплаченных налогов, чтобы те удерживали цены на нужном правительству уровне. Этот механизм в целом работает. Другой вопрос, что приходится довольно много выплачивать обратно, и это сильно раздражает правительство», — отметил Игорь Юшков.

Еще одна проблема, которая может возникнуть на топливном рынке — это если цена на нефть будет держаться на низком уровне или у России будут какие-то большие незапланированные расходы, что может привести к дефициту бюджета.

«Тогда правительство может пойти на сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках демпфирующего механизма. В этом случае нефтяники вынуждены будут добирать эти средства с внутреннего рынка, что приведет к скачку цен. Это скорее шоковый сценарий для российской экономики», — подчеркнул Игорь Юшков.

Что касается повышения акциз, эксперты рынка напоминают автолюбителям, что собранные от них средства идут в дорожные фонды. Не случайно, когда звучат предложения об отмене или снижении акцизов для стабилизации цен на топливо в рознице, Минфин РФ выступает против, ведь на эти деньги строятся новые и поддерживаются старые дороги. Кроме того, акцизы являются важным источником доходов региональных бюджетов. Почти 80% из этих средств поступают в субъекты РФ, включая Подмосковье.

Напомним, что указ об увеличении в 2025 году акцизы на бензин и дизельное топливо на величину предполагаемой инфляции был подписан президентом РФ Владимиром Путиным этим летом. В законе также говорится о запланированном росте акцизов в 2026 и 2027 годах.

Автор: Теймур Абдуллаев

Источник: REGIONS, 06.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики