Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС может ввести санкции против «теневого флота» России

ЕС может ввести санкции против «теневого флота» России

В Финском заливе произошел энергосбой из-за повреждения кабеля EstLink 2

Новая глава евродипломатии Кая Каллас объяснила, что такие планы связаны с повреждением кабеля в Балтийском море. Ранее в Финском заливе случился энергосбой после повреждения кабеля EstLink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию

Евросоюз планирует ввести санкции против «теневого флота» России после повреждения кабеля в Балтийском море. Об этом заявила новая глава евродипломатии Кая Каллас. По ее словам, судно, которое подозревают в причастности к инциденту, является частью «теневого флота» России, который «угрожает безопасности и окружающей среде».

В среду, 25 декабря, в Финском заливе произошел энергосбой после повреждения крупного кабеля EstLink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию. Вчера в рамках расследования ЧП в Балтийском море был задержан танкер Eagle S, который ходит под флагом островов Кука — это часть Новой Зеландии. Им владеет компания из ОАЭ, и это ее единственный корабль. Из-за этой странной схемы владения судно считают причастным к российскому теневому флоту.

Как пишет издание Yle (заблокировано в РФ), танкер вез бензин из Петербурга в египетский Порт-Саид. Когда финская полиция заметила судно недалеко от места аварии и попросила экипаж поднять якорь, на поверхности показалась пустая якорная цепь. Полиция подозревает, что танкер намеренно прошел в районе кабеля со спущенным якорем, чтобы порвать им кабель.

Ситуацию комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«В современных реалиях европейцы вряд ли потребуют расследования для того, чтобы вводить новые санкции. Наоборот, мы видим, что этот инцидент с кабелями, и до этого тоже происходили подобные инциденты, правда, потом оказалось, что это китайское судно нечаянно якорь скинуло и разрушило часть инфраструктуры, то есть Россия к этому отношения не имела. Если Россия использует торговые суда для уничтожения какой-то инфраструктуры в Европе на дне моря, так, может быть, тогда все суда подвести под санкции, почему только нефтяные танкеры? Ведь Россия тоже рискует. Если что-то делать нефтяными танкерами, во-первых, мы нефть ими перевозим, и это может быть экологическая катастрофа и для нас тоже. Во-вторых, зачем России рисковать судами, которые позволяют зарабатывать основные доходы в бюджет, почему мы используем не рыболовецкие суда, сухогрузы или еще какие-то торговые суда, почему только к нефтяным танкерам претензии? Я думаю, что именно это и является ответом, что цель Запада — не защитить свою инфраструктуру, как они говорят, санкциями в отношении российских нефтяных танкеров, а найти повод, как можно ввести дополнительные ограничения в отношении именно тех судов, которые позволяют России больше всего зарабатывать. Они хотят перейти на более высокий уровень. Мы видим, что рынок уже особо не реагирует, когда они добавляют нефтяные танкеры российского «теневого флота» в санкционные списки. Раньше это приводило к существенному росту скидки, судно продолжало перевозить российскую нефть, то есть в этом плане это было полное игнорирование, но повышалась стоимость этой перевозки. И таким образом они добивались, чтобы Россия меньше зарабатывала, но при этом много экспортировали. Сейчас, вероятно, на Западе рассматриваются сценарии к переходу к новому типу санкций, чтобы подобные ограничения и издержки были более эффективными, попытаться досматривать суда, больше запугивать собственников танкеров этого «теневого флота», чтобы еще больше повысить издержки при перевозке».

Финские СМИ пишут, что на борту Eagle S было около 74 тысяч тонн нефти. По данным сервиса мониторинга судов MarineTraffic, недалеко от места, где проходит кабель, танкер сбавил скорость до шести узлов, а в какой-то момент и вовсе остановился. Участок в 3 мили танкер прошел за полтора часа.

Что могло произойти и мог ли танкер потерять якорь? «Бизнес FM» обсудила это с главным редактором газеты «Морские вести России» Анатолием Кузнецовым:

— Крупнотоннажный тяжелогруженый танкер шел рейсом на Египет. Довольно далекий рейс, наверняка из порта Санкт-Петербурга вышел в соответствующем, необходимом техническом состоянии, оснащенный двумя якорями. Где он мог потерять якорь, предстоит выяснить. Если он действительно потерял якорь, так там не так глубоко, можно просканировать дно, опустить водолазов посмотреть.

— Судно замедлило скорость на 25% за несколько минут до пересечения кабеля, потом почти полностью остановилось на несколько минут. Может быть, тогда он был брошен?

— Чтобы бросить якорь, судно вообще должно остановиться. Конечно, в аварийной ситуации якоря бросают, чтобы остановить движение судна, когда во время шторма есть угроза выбрасывания на мель, на скалы, или может быть столкновение с идущим судном, в критической ситуации бросают якорь во время движения. Что значит — танкер потерял якорь? Это означает, что он не может продолжать рейс. Зачем танкеру это все делать? Чтобы оборвать три провода между Финляндией и Прибалтикой? Тоже мне — нашли громадный стратегический центр мира.

— Что будет с этим танкером? Команду задержали вместе с судном?

— Задержали танкер, а команда — часть танкера, команда останется на борту и будет выполнять функции по поддержанию танкера. Это может быть и месяц, и два, и три, и полгода. Их теперь будут держать, пока не определят, что же случилось, по какой причине, кто виноват. Если в процессе следствия они придут к выводу, что все-таки это сделал этот танкер, тогда будут приняты меры по компенсации ущерба. Могут все реквизировать и продать всю нефть в целях компенсации, это тысяч 100 тонн нефти.

Расследование произошедшего еще продолжается. Оператор поврежденного кабеля в Балтийском море заявил, что подача энергии между Финлянлией и Эстонией не остановлена. В этом году кабель EstLink 2 уже выходил из строя: он не работал с января по сентябрь из-за короткого замыкания. На ремонт ушло более 30 млн евро.

Источник: BFM.RU, 27.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики