Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Не стоит преувеличивать значение администрации США на объемы производства нефти и газа

Игорь Юшков: Не стоит преувеличивать значение администрации США на объемы производства нефти и газа

20 января 2025 года состоялась инаугурация президента США Дональда Трампа. В первый день своего правления он подписал ряд ключевых законов и инициатив, в которые вошли выход из Парижского соглашения и ввод режима ЧС в сфере энергетики.

О том, какие еще шаги может предпринять 47-й президент США для становления энергетической независимости страны, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- Да, он исполняет наиболее легкие из тех обещаний, которые дал в рамках предвыборной кампании. Выход из Парижского климатического соглашения – символический жест, который ни к чему не обязывает. Но это те действия, которые показывают, что Дональд Трамп разворачивается к традиционной энергетике от возобновляемой. Отсюда и такие первые шаги.

Правда, это довольно забавно выглядит. Трамп в первый президентский срок вывел США из Парижского климатического соглашения, Джо Байден обратно ввел, теперь история повторяется – Дональд Трамп в очередной раз вывел страну. Будет смешно, если потом демократы выиграют выборы и опять войдут в Парижское соглашение. Но это скорее показывает общую ориентацию некоего нового президента по энергетической политике. К кардинальным мерам сиеминутно это не приведет.

Снятия санкций, конечно, тоже не стоит ожидать от Дональда Трампа. И если вдруг данная мера осуществится, то области энергетики, по крайней мере, это коснется в самую-самую последнюю очередь. И если будет какое-то снятие или заморозка санкций, скорее мы увидим это в некой финансово-торговой сфере. Сам Трамп заявил, что считает пошлины лучшим инструментом, чем санкции, потому что последние приводят к отказу в своей торговле от доллара, и это стратегически вредно для США. Пошлины же, хоть и наносят ущерб стране против которой вводятся, но пополняют американскую казну и стороны продолжают пользоваться долларом. Поэтому можно, конечно, предположить некую трансформацию санкционного режима, но опять же, если Трампа устроит некая сделка, которую он хочет заключить между Россией и Украиной.

В большинстве случаев, многие ожидают решения нового президента по тем бонусам, которые он может предоставить традиционной энергетике. Пока что он ускорил бюрократические процедуры, ввел чрезвычайное положение в энергетике. Эта мера снижает сроки рассмотрения заявок на новое бурение. И в общем-то на этом всё, пока что никаких других мер мы не видим.

И, на самом деле, преувеличивать значение представителей Белого дома на объемы производства нефти и газа в США тоже не стоит. В стране работают одни частные компании, отрасль очень либеральная, поэтому ее участники ориентируются на экономические показатели, а не на решения властей. То есть Дональд Трамп не может указать им больше добывать, например, он может предпринять какие-то меры, которые снизят их издержки, сделают производство более рентабельным и это позволит увеличить производство.

Он может разрешить строительство глубоководных портов и через несколько лет, когда они будут введены в эксплуатацию, затраты на экспорт нефти уменьшатся, что позволит в какой-то степени улучшить экономику нефтяных компаний. Но опять же это не будет здесь и сейчас, это будет через несколько лет.

Или он может, ужесточить санкции в отношении Венесуэлы и Ирана, и сократится экспорт из этих стран. Это, конечно, будет выгодно России, потому что тогда увеличится цена на нефть. И американским компаниям это тоже, кстати, выгодно. Потому что им тоже нужны рыночные цены, у них себестоимость производства сланцевого газа и нефти высокая, соответственно, когда повышаются цены на нефть, выигрывают от этого все.

Главное, на мой взгляд, чтобы ужесточения санкционного режима не произошло в отношении России. Пока что нынешнее давление мы еще можем переварить, хотя уже возникают проблемы, особенно последняя волна санкций, которая введена именно против добычных компаний. Но в целом отрасль эту волну тоже скорее переварит. Да, может быть, это приведет к некоему перестроению рынков на время, может и скидка вырастет на российскую нефть, но в целом это не убьет российский экспорт и в итоге даже, наверное, не уменьшит.

Но если будут какие-то дальнейшие жесткие санкции, то, конечно, для России это станет проблемой. Но, правда, и Соединённые Штаты такие меры приведут к сложностям.

Поэтому в данном случае Трамп находится между молотом и наковальней. С одной стороны, необходимо поддерживать относительно высокие цены на нефть, в районе $70−80 за баррель хотя бы для того, чтобы добыча сланцевой нефти в США осталась рентабельной. С другой - нужно сделать так, чтобы цены были не слишком высокие, не $100-120 за баррель, потому что тогда стоимость топлива внутри США будет высокая, инфляция станет разгоняться и это будет давить на всю американскую экономику, в том числе и на популярность Дональда Трампа как президента. Поэтому ему важно лавировать между этими двумя крайностями. Посмотрим, что из этого получится.

В то же время, его обещания о понижении цены на нефть к $40 за баррель, я считаю, что не реализуются. Это очень жестко ударит по добыче нефти США.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 22.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики