Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мир или два триллиона. Через нефть Америка принуждает Россию к переговорам?

Мир или два триллиона. Через нефть Америка принуждает Россию к переговорам?

Российские нефтяные компании уже ощутили действие санкций США. Отгрузка нефти из Усть-Луги сократилась в январе на 40%. С марта заявок на поставку сырья из РФ ни в Китай, ни в Индию не поступало. Покупатели требуют новых скидок. Так начал действовать мирный план Трампа по Украине?

Новый виток «санкционного сафари»

Через две недели после введения санкций «старым» президентом США и через неделю после вступления в должность нового хозяина Белого дома российская нефтянка в полной мере ощутила действие ограничений. Новости посыпались как из рога изобилия, и все как одна тревожные. В январе отгрузка нефти сократилась в порту Усть-Луги — второго после Роттердама нефтяного хаба Европы. Еще в декабре ВИНКи отправили на экспорт 2,4 млн тонн сырой нефти, что и так было меньше, чем в среднем по году, на 600 тыс. тонн. Но январь оказался куда хуже. По результатам месяца на танкеры зальют только 1,5 млн тонн. Reuters, ссылаясь на свои источники, рассказал, что отгружается одна партия в несколько дней.

Следующая новость пришла уже от владельцев танкеров. 180 судов, которые попали в санкционный список, ожидают разгрузки в портах Индии и Китая. Остальные повышают фрахт. Как пишет то же агентство, стоимость транспортировки на не затронутых американскими санкциями танкерах выросла на несколько миллионов долларов за рейс. Увеличение издержек легко посчитать.

Типы танкеров, которые используются в теневом флоте России
Типы танкеров, которые используются в теневом флоте России. Фото: Neftegaz.ru

В теневом флоте России используются все три типа танкеров: малые афромаксы, средние суэцмаксы и супертанкеры. Даже если нефтяные компании должны отдать за перевозку пять долларов за баррель нефти, то для афромакса каждый рейс обойдется дороже на 1 млн долларов. Владельцы суэцмакса запросят как минимум 1,5 млн долларов, а супертанкеры «подорожают» на 2 млн за каждую доставку. Соответственно, на треть сократятся объемы проданного сырья, пока продавцы не решат вопрос с подсанкционными танкерами. 

Третья новость — самая неприятная. С марта 2025 года торговля с Индией и Китаем и вовсе может остановиться, пишет телеграм-канал «Нефть и капитал». В середине января покупатели должны были получить от россиян план поставок на март. Ни в Поднебесной, ни в стране махараджей и Неру такой информации нет. Чтобы не остаться без сырья для своих НПЗ, владельцы будут вынуждены заказывать товар в других странах, например в Саудовской Аравии, ОАЭ или даже в Америке.

Больно не будет?

Санкции против российских нефтяных компаний и теневого флота, объявленные Джо Байденом 10 января, поначалу были восприняты в нашей стране удивительно легко. Эксперты, с которыми разговаривали «НИ», уверенно говорили о том, что ничего неприятного экспорту черного золота проверенным покупателям не грозит. Да, ограничения затронут каждый третий баррель, который будет погружен на танкер, но и цена на углеводороды пошли вверх.

— По сути, с учетом обесценивания рубля, нефтяники, скорее, даже заработают после этих санкций выручку больше, чем до них. Если считать в рублях. Проблема преувеличена в том плане, что наша нефтяная отрасль с 2014 года регулярно подвергается санкциям и контрагенты, которые работают с нашими нефтяниками, очевидно, понимают, что будут новые и новые санкции. Соответственно, для них это не сюрприз, отказываться от работы они не будут, будут изменять логистику, — рассказал «НИ» финансовый аналитик Артем Тузов.

До сегодняшнего дня отечественная нефтянка, в отличие от газовой отрасли страны, всегда находила обходные пути. Сначала российские компании за три года создали новую транспортную схему морских перевозок — с помощью теневого флота. В арсенале ухода от санкций есть и перегрузка в море с танкера на танкер. Это значительно проще, чем решение проблемы российского СПГ, хотя деньги и теряются, считает Артем Тузов: 

— Нет такого большого флота, чтобы незаметно можно было перегрузить СПГ. А нефтетанкеры имеют историю судоходства 50-70 лет. Есть разные танкеры, есть корабли, которые даже не зарегистрированы как нефтевозные, но способны этим заниматься. А СПГ — это криокамеры, давление, специальные насосы. Все гораздо сложнее.

В одном эксперт прав: еще три года назад теневого флота просто не было, а теперь он насчитывает около тысячи судов. Проблема выглядит решаемой. Но есть нюанс: у российских ВИНКов растут издержки, покупатели выкручивают руки и требуют новых скидок. Цены на ближневосточную нефть при этом повышаются значительно быстрее. Уменьшение объемов и высокие скидки — наихудший сценарий для наших компаний и бюджета.

«Ситуация может ухудшиться»

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович не исключает, что ситуация в феврале может стать еще острее. Естественными покупателями для танкеров из Усть-Луги были и остаются европейские страны. Вместо того чтобы сдавать нефть в Роттердаме, суда тратят в пять раз больше времени и везут ее в Индию, а потом стоят на рейде и ждут. Число неразгруженных танкеров с 65 легко может вырасти до сотни.

— Еще момент, почему может быть хуже на короткий срок. У нас же для «Газпромнефти» и «Совкомфлота» выданы американские исключения из санкций. Но они действуют до марта. Потом ситуация может ухудшиться. Теоретически в санкционный список можно включить другие российские ключевые нефтяные компании, допустим «Лукойл» и «Роснефть». Теоретически можно предположить, что их тоже включат в санкционные списки, тогда ситуация ухудшится, — говорит эксперт.

Готов ли Трамп к полноценной торговой войне, или Нефть в обмен на мирный договор

Последние санкции хоть и увеличивают давление на нефтяные компании и российское руководство, однако до торговой войны им далеко. Для этого американские власти должны включить в SDN-лист покупателей и бить по индийским, китайским и турецким государственным и частным компаниям, а также по властям, их прикрывающим, говорит Станислав Митрахович:

— У меня пока нет однозначного ответа, готов ли Трамп на самом деле начать торговую войну, по сути, не с Россией только, а с Россией плюс ее торговыми партнерами. Все равно эти баррели нефти нужны. Они не могут найти альтернативу российской нефти и нефтепродуктам сейчас на мировом рынке. В таком объеме она не существует. Только если будет сделка по разгону ОПЕК+, тогда будет новая ценовая война. Но этого пока на горизонте не видно.

Полная замена российских поставок считается маловероятной, однако давление на РФ и остановку боевых действий на Украине американская администрация может оказать.

Сенат США утвердил Скотта Бессента на пост министра финансов. Бывший инвестбанкир работал в том числе и в фонде Сороса, с которым российские власти связывают долгие отношения, начавшиеся с тесного сотрудничества и закончившиеся открытой враждой. Бессент до назначения не скрывал задачи, которую ему поставил Дональд Трамп в отношении военных действий на Украине: «введение новых санкций, в особенности в отношении крупнейших российских нефтяных компаний, до таких уровней, чтобы Россия села за стол переговоров».

На стороне покупателей российской нефти тоже есть движение. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, который известен своими теплыми отношениями в Дональдом Трампом, в отличие от демократа Джо Байдена, наверняка будет готов помочь американскому президенту. «Мягкая сила по-индийски» выглядит сейчас так: глава государственной Indian Oil предупредил, что объемы российских поставок сокращаются. Еще год назад компания покупала 30% нефти в РФ, в этом году — не больше 25%. Однако дефицита предложения на рынке нет, заверил чиновник.

Маловероятно, что американцы не будут использовать «нефтяную дубину» и тогда, когда Россия и Украина сядут за стол переговоров. Более жесткий вариант — «ценовая война», которая может стоить нашей стране 1% ВВП за год.

Развал сделки ОПЕК+ и российский бюджет

В отличие от торговой, ценовые войны случались в мировой торговле нефтью и нефтепродуктами регулярно. Последняя была в 2020 году, когда РФ отказалась от сделки ОПЕК+, и запомнилась многим.

— Стоимость российской нефти в портах Западной Европы достигала десяти долларов за баррель. Это очень мало, меньше, чем при позднем Ельцине. Но и для Саудовской Аравии это тоже было очень болезненно. У них большие расходы, они привыкли к роскошному образу жизни, у них инфраструктура требует поддержки, — отмечает Станислав Митрахович

Трампу вспоминают, что он во время предвыборной кампании обещал дешевую нефть, говорил о 40 долларах за баррель. Однако такая цена — утопия не только для российского государства, но и для Саудовской Аравии. Там бюджет на 2025 год сверстан под 80 долларов за баррель. Да и в самой Америке себестоимость сланцевой нефть превышает 40 долларов.

Такая цена точно не нужна американским бизнесменам, которые давали деньги на избирательную кампанию Трампа. Если администрация «уронит» нефть, проблемы начнутся не только в мире, но и в самой Америке, что для президента страны значительно опаснее. Достаточно вспомнить историю взаимоотношений американских технологических компаний и президента-демократа Байдена. Как только правительство стало «придушивать» бигтех, его боссы быстро поменяли свою политическую ориентацию. Трамп как бизнесмен, мыслящий не стратегией, а сделками, понимает это лучше других.

Однако российский бюджет будет терять не только от снижения цены, но и от сокращения объемов. Если тенденция января сохранится по году, то ведомство Антона Силуанова может недосчитаться до 1% ВВП, говорят западные эксперты. Бюджет потеряют 2 трлн рублей. Это довольно много, считает Станислав Митрахович:

— По паритету покупательной способности Россия — четвертая в мире ВВП, по номиналу, конечно, меньше. Это, конечно, существенно по отношению ко всей экономике. Способно ли это обрушить экономику, убить нефтянку или обрушить политический курс? Маловероятно. Но опять же надо смотреть, насколько продолжительный эффект будет иметь эта история. Два месяца, два года, 22 года? Чем дольше это затягивается, тем больше может быть этот эффект. 

В отличие от первого срока Трампа, российский энергетический сектор перестал верить в добрую волю американского правительства. Теоретически может произойти все, говорит эксперт: «Может случиться и полное замирение с Западом, и полет на Альфу Центавра». Однако выстраивать стратегию нефтяные компании должны исходя из того, что санкции никуда не денутся.

Авторы: Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Источник: Новые Известия, 30.01.2025 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики