Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток»: Путь российского газа в Европу

«Турецкий поток»: Путь российского газа в Европу

В 2025 году страны Европы лишились российского газа после остановки транзита через Украину. В связи с ограничениями ключевое место на рынке поставок нефтепродуктов занял «Турецкий поток». В январе 2025 года суточные поставки российского природного газа по трубопроводу достигли исторического максимума и превысили отметку в 50 млн кубометров.

Как зародился «Турецкий поток» и какую роль играет на рынке нефтепродуктов – в материале Агентства нефтегазовой информации.

Начало газопровода…

«Турецкий поток» пролегает по дну Черного моря из России в Турцию. Всего включает в себя две нитки. Первая – снабжает газом турецкого потребителя, вторая - страны Южной и Юго-Восточной Европы.

История его строительства уходит в 2014 год. На тот момент активно развивались газовые конфликты между Россией и Украиной, поставки были под большим вопросом. Газпром и Минэнерго РФ начали искать альтернативные пути для поставок газа в Евросоюз. Большие ставки были сделаны на «Южный поток», который должен был объединить Россию и Болгарию. Но в декабре 2014 года Россия отказалась от строительства этого объекта из-за неконструктивного диалога с ЕС.

Одним из самых перспективных направлений в то время была Турция. Страна закупала около 27-29 млрд кубометров природного газа в год. Одна часть шла через Голубой поток, вторая – по Трансбалканскому газопроводу через Украину, Румынию и Болгарию. Уменьшить зависимость от юга ЕС мог совершенно новый газопровод, который бы напрямую поставлял углеводороды в Турцию.

«Для Турции, конечно, партнерство с Россией в сфере энергетики очень рационально и выгодно. Этому способствует как география, так и базовая логистика этого региона. Также играет роль и особенность экономики Анкары, которая достаточно энергоемкая: много промышленных предприятий, большое население, но при этом там не так много запасов газа», - пояснил научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

По его словам, не менее интересный партнер в сфере газификации и Турция для России. Наша сторона понимает, что коллеги делают большую ставку на газовую энергетику.

«Если на первом месте у нашей страны по поставкам голубого топлива находится Китай, а дальше у нас основные поставки теперь идут в Турцию», - добавил эксперт.

1 декабря 2014 года представители компаний «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода. Изначально он предполагал возведение четырех ниток трубопровода. Начало работ должно было стартовать в июне 2015 года. Но до октября мелководье не было застроено. Это было связано с тем, что в Турции началось время выборов, на этот период отсутствовало межправительственное соглашение между странами.

В октябре генеральный директор Газпрома Алексей Миллер заявил, что Россия не будет строить третью и четвертую нитки газопровода. Сокращение мощностей до 32 млрд кубометров в год было связано со строительством «Северного потока – 2».

Конец 2015 года ознаменовался важной вехой для строительства «Турецкого потока». 26 ноября было объявлено о том, что Россия прекращает работу над рядом проектов инвестиционных и торговых соглашений с Турцией в связи с тем, что страна сбила российский Су-24. А уже 3 декабря Александр Новак, на тот момент министр энергетики РФ, заявил о приостановке проекта газопровода.

О возобновлении «Турецкого потока» заговорили летом 2016 года. В сентябре Газпром получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию трубопровода, после чего было подписано соглашение между странами.

В марте 2019 года был сварен последний стык газопровода. Он протянулся от участка берегового примыкания в России у Анапы с приёмным терминалом у населённого пункта Кыйыкей в турецком регионе Фракия. В октябре были проведены испытания по заполнению газом первой нитки трубопровода, в ноябре обе нитки были введены в эксплуатацию. В это же время Турция соединяет «Турецкий поток» с «Балканским потоком».

8 января 2020 года президенты России Владимир Путин и Турции Тайип Эрдоган официально открыли газопровод «Турецкий поток». Церемония состоялась в Стамбуле.

«Проект Турецкого потока изначально предусматривал две нитки, которые должны поставлять газ в Турцию и страны Юго-Восточной Европы. Также предусмотрена возможность его расширения по мере загрузки этих ниток и при наличии устойчивого спроса. Речь потенциально могла бы идти строительстве еще двух ниток газопровода такой же производительности», - отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.

По его мнению, отчасти конкуренцию российскому газу в южной и восточной части Европы составляет азербайджанский газ, но его объемы ограничены. Мощность Трансадриатического газопровода составляет 10 млрд. кубометров, и для Азербайджана актуален вопрос даже его заполнения.

Нападки со стороны

На протяжении строительства газопровода «Северный поток», аналитики пытались посчитать, во сколько Газпрому обойдется строительство трубопровода. В 2018 году в отчете Sberbank CIB о российских нефтегазовых компаниях аналитики Александр Фэк и Анна Котельникова пришли к выводу, что «Турецкий поток» обойдется Газпрому в $21 млрд и не окупится даже за 50 лет. Все, кто был причастен к отчету, вскоре были уволены.

В 2022 году «Турецкий поток» стал нуждаться в защите от терактов. Один из них был предотвращен 10 октября. По мнению президента РФ Владимира Путина, за попытками подрыва стояли спецслужбы Украины. В сентябре-октябре были задержаны жители страны, которые работали на СБУ. Они готовили теракт на трубопроводе. После чего Россия усилила безопасность газопровода.

А в конце 2024 года атаки подверглась станция «Русская». Девять украинских беспилотников были сбиты силами российской ПВО, а последствия инцидента были оперативно устранены Газпромом. После этого станция продолжила работать в штатном режиме.

Страны-участницы

Строительство «Турецкого потока» было выгодно не только турецкой стороне, но и странам Южной и Юго-Восточной Европы.

Так, в 2019 году Россия заключила договор с Болгарией на поставку природного газа. Смена поставщика должна была сэкономить стране более 40 млн €. София же, в свою очередь, выразила уверенность в том, что дальше российский газ смогут получать Греция и Северная Македония.

В конце 2020 года газ стал поступать и в Сербию. Активным стал маршрут Россия — Турция — Болгария — Сербия. В 2021 году был построен соединительный участок между Сербией и Венгрией. Он должен был помочь поступать газу в Венгрию и Словакию. Уже в сентябре страны подписали контракт о поставках голубого топлива в обход Украины.

В 2021 году использование газопровода уже перевалило за 80%. К первому декабря Газпром поставил по газопроводу 45,5 млн кубометров.

С 1 февраля 2025 года Россия возобновила поставки газа в Словакию по «Турецкому потоку». По словам главы газовой словацкой компании SPP Войтеха Ференца, контракт с «Газпром экспортом» рассчитан до 2034 года, прекращение которого не планируется.

«После того, как 1 января был прекращен транзит газа по территории Украины, выросли поставки по трубам Турецкого потока. Если в прошлом году максимальная загрузка трубопровода составляла порядка 40%, то уже с января 2025 года она возросла на 26,5% и превысила 50 млн тонн в сутки, при проектной мощности порядка 90−95 млн газа в сутки. То есть, Россия, по сути, сегодня имеем порядка 53% от проектной загрузки. Поэтому есть еще потенциал увеличения объема по данному направлению. Тут вопрос возможности со стороны европейских потребителей забирать эти объемы газа», - рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.

Как отметил Станислав Митрахович, даже если с прокачкой газа по «Турецкому потоку» возникнут трудности, он, несмотря на все неурядицы, будет работать. Трубопровод слишком удобен и для России, и для Турции, и для стран, получающих по нему газ.

««Турецкий поток» сейчас загружен на полную мощность, это говорит о его растущей популярности. Газ покупают, и будут покупать дальше, если только не случится эскалация какого-то политического кризиса. Если, соответственно, Европейский Союз не заставит страны, такие, как Венгрии, отказаться от закупок российского газа через «Турецкий поток». А так поставки газа очень удобны, даже Болгария, например, его получает, только не напрямую, а через перекупщиков и трейдеров», - рассказал Станислав Митрахович.

Но эксперт задался вопросом, будет ли ЕС идти по пути запрета импорта российского газа? По его мнению, если не будет какого-то перемирия по Украине, то на каком-то этапе, наверное, запрет такой может быть.

«Это будет зависеть не столько от газовых историй, сколько от общеполитических тенденций. На мой взгляд, те страны, которые сейчас российский газ получают через газопровод в Европе, они всячески будут стараться не допустить того, чтобы какой-то запрет полноценный на эту тему был реализован», - добавил эксперт.

Павел Завальный выделил тот факт, что доступность поставок газа из России в Европу по «Турецкому потоку» должен обеспечить сформированный в Турции газовый хаб.

Путь к газовому хабу

В условиях мировой газовой напряженности, Турция подняла вопрос открытия хаба на территории своей страны. Для этого Анкара планирует создать центр финансирования проектов, касающихся экспорта природного газа, по примеру аналогичных площадок в Лондоне и Гамбурге.

Ранее Владимир Путин говорил, что газовый хаб предполагает создание электронной торговой площадки, которая может стать местом определения конечной цены на этот вид топлива для европейских потребителей.

Турция, в свою очередь, уверена, что на территории страны есть значительная часть инфраструктуры для создания такой торговой площадки. А до 2028 года страна планирует увеличить более чем вдвое объем хранилищ газа в Силиври и Туз Гёлю.

«Турция всегда хотела быть не просто страной-транспортером, но и газовым хабом, перекрестком маршрутов, чтобы через страну качали газ и иранцы, и европейцы. Были проекты, чтобы через Турцию шли газопроводы, которые начинались бы в Восточном Средиземноморье. Например, проект EastMed, сейчас он не реализован, но который должен был пройти около Кипра, в том числе затронув территорию Турецкого Северного Кипра. Так что много разных есть проектов, которые связаны с тем, чтобы Турция была перекрестком газовых путей, транзитной стороной и, кроме этого, потребителем. И в идеале, конечно, Турция хотела бы иметь газовый хаб на своей территории, на котором бы определялись бы цены», - отметил Станислав Митрахович.

Как пояснил эксперт, обычно хабы существуют на территории газовых стран-потребителей. Но в данном случае Турция хочет выступать страной, через которую газ продается, выступая своего рода квази-экспортером. Сначала топливо доходит до Анкары, размещается на торговой площадке, потом продается по цене, которая на этой площадке определяется, в Европу.

«Но это мечты, конечно. Чтобы шли крупные объемы газа через Турцию, для этого должны быть крупные поставки из России. А для этого нужно, чтобы была построена новая ветка газопровода. Иначе то, что сейчас Россия дополнительно может в Турцию поставить, это просто обмен с Азербайджаном, пару миллиардов кубов», - рассказал он.

В свою очередь, Павел Завальный уверен, что проект газового хаба будет реализован. Он предоставит возможности получения более дешевого российского газа. А это выгодно потребителям. Хаб позволит обезличивать газ. Это будет своего рода точка продаж, на которую Россия могла бы поставлять голубое топливо, а европейские страны могли его приобретать и использовать в своих целях, избегая политических претензий со стороны Евросоюза.

«Данная мера помогла бы увеличить объем поставки, и при этом выполнить наши обязательства с европейскими партнерами по поставкам газа», - добавил он.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 12.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики