Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз задумался об ограничении цен на газ из-за их рекордного роста

Евросоюз задумался об ограничении цен на газ из-за их рекордного роста

Эксперт: Евросоюз остановить рост цен на газ и регулировать их не может

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью МК рассказал, что может предпринять Евросоюз в попытках остановить рост цен на газ. 

Игорь Юшков объяснил происходящее: «Тут четная попытка Евросоюза как-то сбить цены. На практике они уже подобный потолок цены вводили, и он никак не работал. И они сами создали систему торговли газом, которые ориентируются на биржевые показатели. И биржу они не закрыли сейчас и не закрывают. То есть, по-прежнему будет биржевая цена.

Она будет зависеть от множества факторов: от температуры, от того сколько прокачивается, в том числе в России, газа, сколько СПГ приходит и прочее».

Эксперт указал, что в Евросоюзе появился еще один крупный потребитель газа – Украина. Игорь Валерьевич отметил: «Сейчас новый фактор добавился — это Украина, в плане потребителя. Киев очень мало газа накопил в подземных хранилищах к началу отопительного сезона. Потом Россия наносила ещё удары по этим подземных хранилищам. Киеву не хватает газа и они, наоборот, закупают это газ у европейцев, предварительно сами и перекрыв российский газ Европе, а теперь покупают.

Более того, они теперь через Словакию, которая большим образом пострадала, теперь качают в Европу газ. Сами перекрыли словакам газ, теперь сами через них и получают этот газ.

Эксперт Финансового университета обратил внимание на растущее потребление газа в ЕС: «Отбор газа из подземных хранилищ идёт рекордными темпами для февраля, чуть ли не за всю историю наблюдений. За последние годы это точно. Получается, что это всё толкает цены вверх.

Нормативно никак ЕС остановить это рост цен и вообще регулировать цены не может. Поэтому, когда они говорят о потолке цены, то это скорее всего вопрос субсидирования. То есть, они предлагают говорить о том, что розничным потребителям, населению, например, энергетические компании в Европе, которые уже купили газ по высоким ценам, они должны продавать не более какой-то определённой цифры. Вот об этом речь идёт. Но кто тогда покроет разницу между тем, почём купили энергетические компании европейские на внешних рынках газ, и почём продают на внутреннем?».

Игорь Юшков считает, что европейцы пытаются решить возникшие проблемы с помощью субсидий: «И тут как раз обсуждается, либо из европейских фондов давать и субсидировать, либо на уровне национальных правительств. Пусть из национальных бюджетов какая-то субсидия идёт. И это не говорит о том, что потребители будут дешёвый газ получать, нет. Они всё равно потом заплатят. Просто европейские власти хотят это повышение растянуть во времени.

Они так делали в 2022 году, когда цены на газ были сверхвысокими. По несколько тысяч долларов за тысячу кубов. Но в итоге потом тарифы на энергию в Европе, на газ, они повышались для конечного потребителя. То есть, это подорожание европейцы растянули по времени и предлагают это же сделать сейчас. Поэтому речи о том, что европейцы сейчас заставят продавать им дешёвый газ, вместо дорогого, не идёт. Если они не хотят платить рыночную цену, тогда газ уйдёт на азиатские рынки, где похожие цены. Поэтому любые попытки вмешиваться в реальное ценообразование - это путь к дефициту, а значит ещё большим проблемам.

Игорь Юшков добавил, что изменение цены на газ на ценообразование в нашей стране не окажет влияния: «На Россию это никак не повлияет, потому что мы продаём по рыночной цене, которая формируется на бирже свой газ. И дальше будем его продавать. Поэтому на доходах России, отведение каких-то потолков цен внутри Евросоюза, никак не скажется. Доходы не пострадают».

Автор: Елена Полякова

Источник: МК, 12.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики