Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Коммерсантъ» сообщил о проблемах с отправкой груженых цистерн с топливом

«Коммерсантъ» сообщил о проблемах с отправкой груженых цистерн с топливом

О ситуации изданию рассказали нефтяники, они винят в происходящем РЖД. По данным участников рынка и логистов, к перевозке не принимается свыше 40% объема суточной погрузки. Перевозчик между тем настаивает, что основная причина невыполнения плана — непредъявление груза к перевозке

Российские нефтепереработчики и ОАО «РЖД» не могут договориться о перевозке грузов. НПЗ жалуются на то, что перевозчик либо не принимает нефтепродукты, либо, наоборот, задерживает отгрузки, пишет «Коммерсантъ». В ряде случаев, по данным участников рынка, к перевозке не принимается более 40% объема суточной погрузки. В итоге, как предупреждают компании, существует угроза срыва поставок на внутренний рынок.

В ответ на запрос «Бизнес FM» в РЖД отметили, что основная причина невыполнения плана — наоборот, непредъявление груза к перевозке, что подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования. Там подчеркнули, что ситуацию надо рассматривать комплексно и разбираться в каждом конкретном случае, поскольку выполнение плана зависит не только от возможностей РЖД.

Ситуацию комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Сама эта тема актуализировалась, может быть, даже из-за того, что ФАС предлагает правительству ввести новый запрет на экспорт бензина, ссылаясь на то, что цены на бирже не так давно росли, хотя в последние дни они как раз-таки снижаются, и нефтепродукты вроде как подорожали, и кому-то нужно на это обратить внимание. И они предлагают решать проблему запретом на экспорт бензина. Нефтяные компании явно пытаются указать, что вина не их, что цена менялась на бирже и не нужно запрещать экспорт бензина, а во всем виноваты РЖД, и указывают на то, что они не принимают цистерны с топливом, а значит, на оптовом рынке формируется периодически дефицит, из-за этого и возникают скачки цены. РЖД, в свою очередь, пытаются оправдаться и сказать, что мы все приняли бы, но они не вовремя подают. А раз они не вовремя подают, то они начинают ломать весь график перевозки по железной дороге. Так они друг другу перекидывают вину, и здесь, наверное, только вмешательство правительства и отдельные заседания позволят решить вопрос, а кто же виноват и что с этим делать. Возможно, обратно вернут статус приоритетного груза для перевозки нефтепродуктов по железной дороге, тем более если это влияет на внутренний рынок. Дополнительной проблемой является то, что «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» попали под санкции 10 января, и они будут переформатировать свой бизнес и, может быть, увеличат поставки на внутренний рынок и уменьшат экспорт. Поэтому внутренний рынок вполне может перестроиться. И вторая проблема — это то, что периодически НПЗ подвергаются ударам со стороны Украины, и это тоже влияет на график отгрузки и режим работы самих НПЗ. Все это в сумме, наверное, и создает проблему, но, опять же, вся эта тема активизировалась ровно после того, как ФАС предложила запретить экспорт бензина, и теперь нужно как раз-таки нефтяным компаниям показать, что они не виноваты и, если наладить логистику, значит, не нужно будет вводить запрет на экспорт. А главное, как разрешить эту проблему, потому что иначе, действительно, нефтяной рынок может столкнуться с дефицитом как минимум отдельных марок 95-го автомобильного бензина, и это уже будет существенно. Проблемы с дизелем вряд ли как-то дойдут до конечного потребителя, а с бензином ситуация сложнее, потому что мы бензина выпускаем меньше значительно, чем дизеля, и есть риски физического дефицита бензина».

О том, как и в какие сроки может разрешиться ситуация, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

«В письме, которое было направлено в адрес ЦФТОЮ и ЦД РЖД, четко говорится о том, что есть вагоны, которые нефтяники не могут отдать на «Российские железные дороги». К сожалению, здесь есть два момента. Первое — эти вагоны могли быть не отданы, потому что они были отгружены не вовремя, например, если согласована ежедневная заявка на 100 вагонов в сутки. Если нефтяники в сутки отдали не 100 вагонов, а 80, то эти 20 в следующие сутки уже отдать не могут, РЖД у них не примут в следующие сутки 120, они все равно примут 100. И так вагоны начинают накапливаться. И, соответственно, нефтяники сейчас пишут: у нас есть объемы, которые РЖД не берут, — и это одна ситуация. С другой стороны, может быть ситуация, когда РЖД корректируют суточные планы. Я думаю, что там ситуация и та и та по разным суткам, и не совсем правильно говорить, что во всем сейчас виноваты РЖД и что они плохие, так как не берут догруз, который относится к третьему тарифному классу, он дорогой и так далее. Здесь надо разобраться в ситуации. Нельзя сказать, что РЖД правы или нефтяники правы, я думаю, что правда находится где-то посередине. Соответственно, ближе к концу месяца будет понятно. Если, например, у нефтяников будет понимание, что в какие-то сутки они не могут отгрузить по каким-то причинам, то как раз эти вагоны, которые стоят как невосполненные, будут закрывать те пробелы. Если у нефтяников таких пробелов не будет, то боюсь, это можно скорректировать только в следующем месяце».

В РЖД также заявили, что нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории и перевозчик заинтересован в каждой дополнительной тонне, поэтому находится в диалоге с нефтяными компаниями.

Наличие контактов ТАСС подтвердили, в частности, и в «Газпром нефти». В компании отметили, что все возникающие вопросы, связанные с перевозкой грузов, решаются.

Источник: BFM.RU, 13.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики