Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Слишком серьезный козырь". Провал переговоров Украины и США не освободит российскую нефть от санкций

"Слишком серьезный козырь". Провал переговоров Украины и США не освободит российскую нефть от санкций

Глава ФНЭБ Симонов: США не будут спешить с новыми санкциями на фоне переговоров

Провал переговоров Дональда Трампа и Владимира Зеленского не оставляет США выбора - если они хотят быть миротворцами, то нужно продолжать диалог с Россией. Широким жестом новой администрации Белого дома могла стать отмена хотя бы части санкций против российской нефтяной отрасли. Но этого не случилось, более того, 27 февраля Трамп пролонгировал на год прошлые запреты.

Понятно, что никто не ждал от Трампа отмены потолка цен (price cap) на российскую нефть или выведения из санкционных списков наших проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Эти ограничения работают на американскую экономику, снижая цены на нефть и освобождая рынки американскому СПГ. Но последние санкционные списки (SDN list), утвержденные Джо Байденом 10 января этого года, прямо перед его уходом с поста президента США, работают в основном на разгон цен на нефтяном рынке, что Трампу и американцам совсем не выгодно. В SDN list были включены две российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и 183 судна, большинство из которых используется для перевозки российской нефти.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, продление старых санкций - политическое решение. Санкции, объявленные 10 января, только на прошлой неделе вступили в силу, и их действительно можно было снять, но США явно пока не собираются ничего менять. Позитивный момент в том, что накладывать новые ограничения они сейчас спешить не будут: с политической точки зрения на фоне начавшегося диалога между странами это будет выглядеть странно, считает эксперт.

По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, отмена санкций - слишком серьезный козырь, чтобы пускать его в игру без получения каких-либо существенных реальных уступок со стороны России. Впрочем, если будут достигнуты какие-либо важные экономические соглашения - к примеру, по поставкам редкоземельных металлов или алюминия из РФ в США, то тогда в качестве ответного шага Москва могла бы потребовать снятия тех или иных ограничений в нефтегазовой сфере.

Трамп допустил снятие санкций, но первые шаги в отношении смягчения ограничений будут сделаны не ранее появления первых признаков урегулирования украинского конфликта, уточняет аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко. До этого момента США будут продолжать использовать такой рычаг, поскольку он усиливает их переговорную позицию.

При этом сегодня важны даже не столько формальные санкции, сколько жесткость их соблюдения, подчеркивает Андрианов. В частности, возможность введения вторичных санкций против торговых партнеров России, импортеров ее энергоресурсов. Судя по всему, угроза таких вторичных санкций сейчас снижается, что позволит искать и находить варианты обхода действующих барьеров. Аналогичным образом гипотетическое ужесточение санкций - допустим, в случае окончательного срыва переговоров по Украине или нового похолодания отношений между Москвой и Вашингтоном - скорее всего, выразилось бы в "удлинении" списка танкеров, включенных в санкционный список, считает эксперт.

Сказанное экспертами совсем не означает, что России дали передышку и новых санкций в ближайшее время не будет. Симонов уверен, что сейчас активизируется ЕС, который выбрал себе роль главного защитника Украины, ему нужно демонстрировать эффективность этого курса. Поэтому, скорее всего, разработка новых антироссийских мер в ЕС будет серьезно ускорена. Здесь опасность в том, что подгоняемый политическими лозунгами ЕС может вводить бездумные санкции, которые навредят не только нам, но и ему, как уже было в 2022 году. В первую очередь ограничения могут коснуться нашего СПГ. Маневра у европейцев уже не осталось, осталось только запрещать импорт СПГ из России. Вполне вероятно, что такая мера будет введена с временным лагом. То есть санкции будут прописаны, но вступят в силу, например, через год, в расчете на какое-то, хотя бы временное, решение украинского конфликта. С другой стороны, санкции ЕС не распространяются на другие страны, у европейцев, в отличие от США, пока не хватило наглости сделать их трансграничными. Поэтому рестрикции ЕС окажутся менее опасными для наших компаний, если ограничения не поддержат американцы.

Схожая точка зрения у Андрианова. По его словам, европейцы могут угрожать российскому нефтяному экспорту, но привести свои угрозы в исполнение они не смогут. В конце концов, расчеты за нефть ведутся в долларах и в ряде национальных валют, а не в евро.

Может также сложиться парадоксальная ситуация, при которой американские компании начнут возвращаться в российский нефтегазовый комплекс, в то время как европейские будут по-прежнему придерживаться санкционного режима. Это привело бы к подрыву позиций европейского нефтегазового бизнеса и к получению американцами больших конкурентных преимуществ.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 03.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики