Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Европейцы чувствуют, что на Россию надо давить". Германия конфисковала первый танкер с российской нефтью

"Европейцы чувствуют, что на Россию надо давить". Германия конфисковала первый танкер с российской нефтью

В пятницу, 21 марта, немецкое издание Spiegel сообщило о том, что неделю назад немецкая таможня конфисковала шедший под флагом Панамы танкер Eventin с 99 тысячами тонн нефти на борту 

Шестого января он вышел из российского порта Усть-Луга и направлялся в египетский Порт-Саид.
 
Командование ФРГ по чрезвычайным ситуациям на море 10 января сообщило о том, что танкер Eventin потерял управление и дрейфует у берегов Германии. Позже судно отбуксировали к порту Засниц на немецком острове Рюген.
 
После таможенного досмотра нефтяного танкера прокуратура немецкого Штарльзунда не обнаружила никаких признаков уголовного преступления. Расследование продолжили таможенные органы ФРГ, устанавливая, нарушило ли судно санкции, введённые против экспорта российской нефти. 
В конце января танкер Eventin внесли в список так называемого "теневого флота" России, после чего правительство Германии решило конфисковать его. Таким образом в ведомстве федерального канцлера и министерстве иностранных дел надеются "показать России, что Германия не останется безучастной к транзиту российской нефти через Балтийское море", пишет Spiegel. 
 
Между тем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что Кремль не располагает информацией о том, кому принадлежит танкер Eventin и в связи с чем он был конфискован.
 
Меры, которые существенно повлияли бы на уменьшение экспорта российской нефти, Евросоюз разрабатывает еще с 2022 года. Эти меры коснулись в том числе и морской отрасли - судам под российским флагом сначала запретили заходить в европейские порты, потом был введен запрет на поставку морем в Европу нефти и нефтепродуктов из России. В конце 2022 года был введен потолок экспортной цены на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель.
 
Достаточно быстро выяснилось, что российская нефть попадает на мировой рынок посредством "теневого флота". Этот термин мировые СМИ используют для того, чтобы обозначить суда, не принадлежащие России, которые занимаются перевозками российской нефти в различные страны по ценам выше установленного потолка. Страны Запада тут же повели борьбу против "теневого флота России", расширяя список танкеров, которые якобы к нему принадлежат.
 
Так, например, в декабре 2024 года список судов "теневого флота" расширился до 79, а в феврале в нем значилось уже 153 корабля. Такой список был утвержден Европейским советом 24 февраля в рамках 16-ого пакета экономических санкций в отношении России. 
 
В этом пакете Евросоюз особое внимание уделил ограничительным мерам против того самого "теневого флота". В список попали суда, которым запрещается заходить в порты и для которых закрыт доступ к широкому спектру услуг, связанных с морскими перевозками.
 
В Совете ЕС заявили, что эта мера затрагивает танкеры из тех стран, которые не являются членами Евросоюза, и которые Россия задействует для того, чтобы обойти механизм ограничения цен на нефть.
 
Немногим раньше санкции, призванные вывести из строя большую часть "теневого флота", приняла в США уходящая администрация Джо Байдена. По оценке агентства Bloomberg, санкции, которые были объявлены 10 января, предполагают самые масштабные и агрессивные усилия по срыву поставок российской нефти.
 
"Если преемник Байдена республиканец Дональд Трамп сохранит эти меры, то у них будет больше шансов нарушить экспорт российской нефти", – писало издание. 
 
Однако накануне встречи глав МИД G7 11 марта в Канаде США заблокировали предложение страны-хозяйки саммита создать в рамках семерки структуру, которая будет отслеживать российский "теневой флот". По информации Bloomberg, Вашингтон выступил против упоминания в коммюнике слова "санкции" в разделе о России.
 
После того как Евросоюз ввел санкции против "российского теневого флота", в самой Европе начались обсуждения: как они будут применяться на практике, будут ли танкеры останавливаться силами военных. О вероятных действиях ЕС рассказал в интервью изданию Украина.ру эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.
 
"На практике подобных действий нет. Есть эпизодические истории, когда тормозят танкеры с российской нефтью и нефтепродуктами. На какую-то масштабную блокаду Европа не может пойти без помощи США. Это все риски прямой военной конфронтации с Россией", – уточнил эксперт. 
 
По его мнению, Европе не удастся организовать плотную блокаду без риска получить военную эскалацию, и это в Брюсселе понимают.
 
"Всё остальное, чем они грозят – проверка страховок и прочее, это всё вилами по воде писано. Как объяснить, что страховка неправильная, если она выдана не в Англии, а где-нибудь, например, в Азии? Если европейские страны попытаются тормозить судна под предлогом неправильной страховки или чем-то вроде того, это может быть не понято в мире", – считает Митрахович.
 
При этом эксперт полагает, что российская позиция должна быть заявлена громко.
 
"Мы должны говорить громче, чтобы быть услышанными прежде всего на Глобальном Юге и Востоке. Мы считаем, что международное право на наше стороне, так как мы имеем право на морское судоходство в международных водах. По сути, это мы и делаем – экспортный трафик идёт из Усть-Луги, из Приморска. Это главные российские порты в этом регионе. На текущем этапе никто России не создает больших проблем в этом", – отметил Митрахович
 
Он добавил, что истории с задержанием судов пока единичные, но для того, чтобы они не стали тенденцией, Москве необходимо громко и публично заявить, что международное право на ее стороне. А если права России в этой сфере продолжат ущемлять, у нее будут все основания для того, чтобы воспринимать это как основание для военных действий.
 
Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что конфискация танкера Eventin не является началом будущей устоявшейся практики ареста кораблей так называемого теневого флота со стороны ЕС. Тем не менее, это в определенной степени смелый шаг, рассказал Юшков в интервью Украина.ру.
 
"Скорее всего, немцы чувствуют, что есть некая консолидированная позиция многих балтийских стран, что на Россию надо давить, и что им ничего не будет после того. Я не думаю, что это системная мера. Ее можно было бы назвать таковой, если бы танкер был арестован на ходу. В данном случае танкер остановился, подал сигнал бедствия, его отбуксировали в порт", - рассказал эксперт.
 
Только после того, как европейцы убедились, что судно не может двигаться и представляет опасность для плотного судоходства в Балтийском море, его отбуксировали в германский порт, уточнил Юшков. Самое судно и нефть, которую оно перевозило, немцы забрали себе только после того, как никто не заявил на них свои права, подчеркнул он. 
 
"Но в целом, это негативный сигнал. Здесь такое ощущение, что собственники этой нефти тоже испугались объявить себя, потому что подсчитали, что для них это риск, который превосходит ущерб от потери судна и его содержимого. Если бы собственник объявился, немцы не стали бы национализировать эту нефть. Но он этого не сделал, видимо, опасаясь попасть под вторичные санкции", - отметил Юшков.
 
По его словам, произошедшее вокруг танкера Eventin нельзя оценивать как однозначно плохое событие, но оно показывает определенную негативную тенденцию.
 
"Все страны, которые находятся рядом с Германией — прибалтийские государства, Польша - могут сказать — видите, немцы взяли и арестовали танкер, забрали себе нефть и ничего им за это не было. Россия никак не отреагировала. Поэтому нам тоже можно. Суть в том, что случай расширяет варианты для возможных действий других стран", - сказал эксперт.
 
Отсекая Россию от Балтийского моря под предлогом борьбы с "теневым флотом", европейцы пытаются заставить ее использовать обычный флот, продолжил Юшков. А если Россия использует обычный флот, она тогда должна соблюдать потолок цены, добавил он. Таким образом европейцы, по их собственным представлениям, собираются уменьшить доходы России, и поэтому этот кейс негативен для нашей страны, полагает эксперт. 
 
"Все будет зависеть от хода переговорного процесса по Украине. Сейчас Евросоюз, заявляет, что у них отличная от США позиция по украинскому урегулированию, но все равно внимательно наблюдает за переговорами. Если переговоры будут идти медленно, но будут останавливаться, европейцы не рискнут пойти на эскалацию", - считает Юшков.
 
Но если в какой-то момент стороны "войдут в клинч", и это приобретёт публичный характер, тогда последует ужесточение санкций, как об этом неоднократно заявлял президент США Дональд Трамп, продолжил эксперт.
 
"Если процесс войдет в эту фазу, когда Россия от чего-то откажется, а американцы решат на ее надавить, тут может появиться ЕС и сказать — вот, у нас уже все готово. Мы готовы заблокировать Балтийское море для танкеров "теневого флота". Этот инструмент они явно пытаются проработать, но самостоятельно инициировать его внедрение они вряд ли осмелятся. А попытаться это сделать под опекой США они могут", - рассказал Юшков.
 
В таком случае нельзя исключить большую эскалацию, потому что для России это вопрос не просто экспорта нефти, а присутствия в Балтийском море, подытожил Игорь Юшков.
 
Автор: Татьяна Стоянович
 
Источник: Украина.ру, 22.03.2025 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики