Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Якутия» вступила в битву за Арктику: гонка ледоколов Россия — НАТО началась

«Якутия» вступила в битву за Арктику: гонка ледоколов Россия — НАТО началась

Игорь Юшков: Стоит цель производить 100 миллионов тонн СПГ в год, и в основном это арктические проекты

Новый атомный ледокол «Якутия» 27 марта вошёл в состав атомного флота России. Он построен на Балтийском заводе по заказу «Росатома».

«Сегодня в атомном флоте России стало на один ледокол больше. Прошли все необходимые испытания, и 1−2 апреля „Якутия“ двинется из Санкт-Петербурга на СМП», — сказал глава «Росатома» Алексей Лихачёв во время международного арктического форума, который проходит в Мурманске.

На этом же форуме исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов рассказал о строительстве ледокола нового поколения «Россия» на верфи «Звезда» в Приморском крае:

— С ледоколом «Россия» мы, прежде всего, связываем возможности проведения круглогодичной навигации в восточном секторе СМП. Если наши экспортеры запланируют рынки сбыта таким образом, чтобы было выгодно и экономично во все периоды навигации доставлять грузы в Азию через Севморпуть, да, это как раз тот самый день, в который должен себя проявить ледокол «Россия», — заявил Антонов. 

Как сказал «Свободной Прессе» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, особенностью «России» — первого ледокола класса «Лидер» — является то, что его ширина такая же (даже чуть больше), как у крупнейшего танкера и газовоза. Кроме того, ледокол класса «Лидер» в 2 раза мощнее (120 МВТ), чем существующие и строящиеся на Балтийском заводе. Флагман серии «Россия» сможет быстро проходить большие льды и оставлять за собой полынью такого размера, чтобы по ней смогло спокойно пройти коммерческое судно: танкер, газовоз, контейнеровоз…

На вопросы «Свободной Прессы» и других журналистов о нашем арктическом флоте и его перспективах ответили ведущие специалисты и политики в ходе круглого стола в РИА «Новости».

— Арктика сегодня — это битва ледоколов, битва реакторов, битва за то, у кого прочнее корпуса судов. Это — тренд как минимум на два ближайшие десятилетия. Россия здесь, безусловно, лидер, поскольку только наша страна является оператором всего СМП, — сказал член Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов. — Только у России есть атомный ледокольный флот. Строится целая серия судов по проекту «Арктика» с реакторами РИТМ-200. Строится ледокол серии «Лидер», на котором более мощный реактор РИТМ-400. Будем пробивать СМП, круглый год водить конвои, — резюмировал политик.

— Арктика является территорией, где производство СПГ наиболее рентабельно. Что такое сжижение газа — это газ, охлаждённый до температуры в минус 162 градуса. И одно дело охлаждать его в Катаре, где плюс 50 градусов на улице, а другое — в Арктике: на Ямале, на Гыдане, где уже изначально зачастую — минус 50 на улице. Охлаждение получается намного дешевле. Поэтому Ямал-СПГ, при проектной мощности в 18,4 млн тонн, вырабатывает по 20 млн. А может и больше, потому что энергии на охлаждение требуется меньше, — отметил Игорь Юшков.

— Перед Россией стоит цель производить 100 млн тонн СПГ в год, и в основном это — арктические проекты. Но нам нужен арктический танкерный флот, газовозы ледового класса, чтобы вывозить СПГ. Они строятся на судоверфи «Звезда», — подытожил аналитик.

— Суда «Атомфлота» в прошедшем году выполнили 976 ледокольных проводок плюс обеспечивали навигационную поддержку кораблям, которые шли по СМП в не ледовый период, — рассказал координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.

— Сегодня у России 34 дизельных и 7 атомных ледоколов. (Всего судов ледового класса в России 84 штуки — «СП»). Чтобы обслуживать СМП, нужно достроить ещё 15 ледоколов. Пока заложены из них только четыре: «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград» на Балтийском заводе, и ледокол класса «Лидер» — «Россия» на верфи «Звезда».

— Но нужно строить и коммерческий флот ледового класса. То количество судов, которое есть сейчас, не может выполнить задачи, стоящие перед СМП: а это — стать одной из основных транспортных артерий в мире.

Сейчас государственная программа развития СМП предусматривает только строительство аварийно-спасательного флота. Это необходимо, но недостаточно. Остальное делается за счёт бизнеса. Для нужд СМП в дополнение к тем судам, которые уже строятся, необходимо ещё 92 танкера, газовоза и сухогруза суммарно. Для этого нужно усилить государственно-частное партнёрство и вступить в мировую кооперацию. «Росатом» уже ведет переговоры об этом с Китаем и Индией, — проинформировал Александр Воротников.

В то же время, страны НАТО в последние два года стали заявлять о своих претензиях на влияние в Арктике. Уже создана арктическая группировка блока. Правда, пока она имеет только авиационную составляющую. Атомных ледоколов у стран блока нет, да и дизельный флот слабоват.

У США 2 ледокола, причем один — лёгкого класса. У Канады 2 тяжелых ледокола, столько же у Норвегии. Один, но зато современный и самый мощный на Западе ледокол «Полярис» есть у Финляндии. Но и у него запас хода — 20 суток. Через весь СМП зимой он не пройдет, а бензоколонок на пути нет.

Тем не менее, исторический факт: большинство дизельных ледоколов России были построены в кооперации с Финляндией.

Кроме того, все страны НАТО вместе взятые имеют около 30 кораблей ледового класса береговой охраны.

Чтобы решить вопрос с ледоколами, несколько стран блока создали так называемый ледяной пакт между США, Канадой и Финляндией по ускоренному строительству ледокольного флота. Обещают к началу 30-х годов выпустить сто судов ледового класса.

Однако сенатор, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера Анатолий Широков скептически относится к реальности данного плана:

— Я разговаривал со специалистами в области металлургии, и они говорят, что ни США, ни Канада не умеют варить сталь, из которой делаются корпуса российских ледоколов. Крепкую сталь, которая может проламывать большую толщу льда. Но это не должно расслаблять нас. Потому что, если гонка началась, а ты решил отдохнуть, то тебя обязательно догонят.

Автор: Михаил Зубов

Источник: Свободная пресса, 28.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики