Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Трамп не будет снимать санкции с российской нефти

Почему Трамп не будет снимать санкции с российской нефти

Президент США Дональд Трамп на этой неделе встретится с главами крупнейших американских нефтяных компаний. Речь пойдет о стратегических планах участников отрасли в рамках созданного Национального совета по энергетическому доминированию. Проще говоря, Трамп будет уговаривать и требовать наращивать добычу нефти.

Один из пунктов "программы действий" Трампа, о которых он часто заявляет публично, напрямую касается нашей страны. На словах он допускает постепенное и частичное снятие санкций с России, в том числе касающихся нашей нефтяной отрасли. Российская нефть на мировом рынке - прямой конкурент американской, даже несмотря на разницу в качественных характеристиках. Наша нефть более популярна на основных рынках сбыта - в Китае и Индии благодаря низкой цене и удобной логистике (для Китая). На обоих рынках Россия - главный поставщик нефти. Помимо них большой сбыт возможен только в Европе, где США уже заменили российское сырье, и в самих США, где американская легкая нефть используется по максимуму. Излишки экспортируются, и Трамп, желая увеличить добычу, хочет нарастить объемы именно поставок на мировой рынок, то есть подвинуть конкурентов.

Как подчеркнул в беседе с "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, расчистка рыночных ниш для американской нефти будет осуществляться именно за счет ужесточения санкций против конкурентов. Но в каждом отдельном случае есть нюансы. Судя по всему, самая жесткая позиция у Вашингтона будет по отношению к Венесуэле. С Россией все будет зависеть от хода переговоров по Украине. Снятия всех санкций ждать не следует, но хорошим вариантом была бы отмена санкционного пакета, введенного Байденом перед самым его уходом с поста президента и распространяющегося на почти две сотни танкеров "серого" флота. Плохой же вариант - расширение списка подсанкционных танкеров.

Да, США еще крупный импортер сернистой и высокосернистой нефти, которая нужна для многих американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Получают они ее в основном из Канады и Мексики. Раньше получали из Венесуэлы. Мы могли бы им также поставлять нашу сернистую марку Urals и нефтепродукты, такие поставки осуществлялись до 2022 года. Но объемы были в лучшем случае средние, а закупки нерегулярные. И едва ли американский рынок упустят без боя Канада или Мексика. Поэтому ни о какой взаимозаменяемости - США везут больше нефти в Китай, а мы им - речи не идет. К тому же официальный запрет на покупку американскими компаниями российской нефти пока не снят. 

Еще один пункт, который не может не волновать нефтяников США, - котировки барреля. Любые отмены санкций против нефтедобывающих стран приведут к снижению цен на нефть, как к ним же ведут "торговые войны" Трампа, замедляющие мировую экономику. Не менее странны призывы Трампа к ОПЕК увеличивать добычу нефти. Рост предложения, опережающий спрос, неминуемо снижает котировки. Американская сланцевая и морская добыча (тем более, что сейчас речь идет о глубоководной морской добыче в Мексиканском/Американском заливе) нефти дорогая. К примеру, глава компании Continental Resources Гарольд Хэмм заявил, что для начала добычи нефти на новых участках необходимы цены около 80 долл. за баррель американской нефти WTI (сейчас чуть ниже 68 долл.).

Но, возможно, Хэмм немного приукрашивает действительность. Как замечает Андрианов, по оценке Rystad Energy, для рентабельного освоения еще не разбуренных зон сланцевых месторождений США требуется уровень цен не менее 45 долл. за баррель. Так что некоторый запас прочности у американских компаний есть, но в целом США не устроят цены ниже 60 долл. за баррель. 

У желания Трампа снизить цены на нефть (именно этим он объяснял призывы к ОПЕК увеличить добычу), впрочем, есть простое объяснение. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, во время своей предвыборной кампании Трамп обещал значительно снизить внутренние цены на бензин в США. Для простых американцев, которые привыкли передвигаться на личных автомобилях, это важный фактор. И именно этим Трамп объясняет необходимость увеличивать добычу нефти в стране. Повышенные объемы бурения и добычи нефти в США (крупнейший в мире нефтедобытчик) означает более низкие цены на нефть. Но эксперт напоминает, что основными спонсорами президентской кампании Трампа были крупные компании американской нефтедобычи (Continental Resources, Hilcorp Energy, Energy Transfer, GeoSouthern Energy и др.), которым для развития нужны внутренние стимулы и поддержка властей.

Фактически Трамп вынужден балансировать между двумя отчасти противоречащими друг другу стратегиями действий, считает Андрианов. С одной стороны, он намерен стимулировать увеличение добычи американскими сланцевыми компаниями. С другой - ему надо сохранить уровень нефтяных цен, приемлемый для сланцевых проектов, хотя увеличение производства нефти в США неизбежно будет продавливать котировки "черного золота" вниз.

Впрочем, для Трампа такое двойственное положение не в новинку. В свое первое президентство он обрушивался с резкой критикой на ОПЕК+, обвиняя их в целенаправленном удерживании цен на нефть на высоком уровне, требовал увеличить добычу, а потом вводил санкции против Ирана, которые подбрасывали котировки барреля вверх не хуже любой сделки о сокращении добычи. Тогда решения американского президента часто называли импульсивными. Видимо, история повторяется. Но на отмену санкций против России Трамп едва ли пойдет, это слишком идет вразрез с интересами американской нефтедобычи. Хотя, как отмечал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, возможна отмена потолка цен для российской нефти (60 долл. за баррель). Все равно этот механизм не работает.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики