Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт ответил на вопрос о влиянии новых санкций ЕС на экспорт российской нефти

Эксперт ответил на вопрос о влиянии новых санкций ЕС на экспорт российской нефти

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с Рамблером прокомментировал утверждение в Европе очередного пакета антироссийских санкций, который включает ограничения в отношении танкеров, а также ответил на вопрос о влиянии новых санкций на экспорт российской нефти. 

Ранее Послы Евросоюза утвердили 17-й пакет санкций против России. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отмечала, что он включает ограничения в отношении 189 танкеров, перевозящих российскую нефть под флагами различных государств.

«Сами по себе эти ограничения вряд ли на что-то повлияют, поскольку большинство танкеров, которые подпадают под европейские санкции, значатся и в ранее принятых американских санкциях. Речь идет о том пакете, который еще 10 января «на прощание» принимал [экс-президент США] Джо Байден. Там тоже значилось порядка 170 танкеров. Кроме того, нужно отметить, что санкции США носят экстерриториальный характер. Так что получается, что давление на эти танкеры уже было оказано, а европейские санкции не создадут для них ничего нового. В европейские порты эти танкеры и так уже не заходят, поскольку это было запрещено еще в 2022 году. Они не обслуживаются в портах Европы, их не обслуживают европейские страховые компании, они игнорируют потолок цен, поэтому их и называют танкерами «теневого флота». Таким образом, новые европейские санкции сами по себе им не страшны». - Игорь Юшков,  ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

При этом 17-й пакет санкций ЕС можно рассматривать как попытку подготовить почву для введения более жестких ограничений в отношении российского нефтяного сектора, добавил специалист.

«Европейцы говорят о том, что в случае провала переговоров в Стамбуле в отношении России будут введены более жесткие санкции, в том числе в отношении российской нефти. При этом здесь они пытаются заручиться поддержкой США. Так что, согласно одному из сценариев, Европа и США могут попытаться перекрыть нам заход судов в Балтийское море, то есть не пропускать их через Датские проливы. Они могут сказать, что попавшие под санкции танкеры не будут пропускаться в Балтийское море. Таким образом они попытаются ограничить возможность РФ экспортировать нефть через Балтику. И тогда мы не сможем оперативно перекинуть все объемы экспортируемой через Балтику нефти на другие маршруты. Получается, что будет сокращение экспорта, значит, и сокращение доходов. По крайней мере, именно на это рассчитывают европейцы», - сказал он.

В реальности европейцам будет сложно реализовать свой план в отношении поставок российской нефти, почеркнул Юшков.

«Если мы сократим экспорт, то это повлияет на цены. Получится, что та нефть, которую мы все равно будем экспортировать, подорожает. Тем не менее готовящийся в Европе сценарий уже просматривается, и к нему надо быть готовым», - отметил эксперт.

Юшков добавил, что в новом пакете европейских санкций значится множество танкеров, поскольку это позволяет создать эффект солидности.

«Плюс к тому там перечислены характеристики судов, их страховые компании, там указаны компании-собственники танкеров, указано, под каким флагом они ходят, и так далее. И всем этим хотят показать, что было введено множество ограничений. Санкционный пакет выглядит огромным, но на практике он ни к чему не приведет. Однако если рассматривать все происходящее как элемент подготовки к попыткам перекрыть РФ Балтийское море для экспорта нефти, то будет прослеживаться определенная нотка угрозы. Вместе с американцами у европейцев может хватить смелости сделать это. Но пока принятый в Европе пакет санкций не приведет ни к какому сокращению уровня экспорта российской нефти», - заключил эксперт.

Президент США Дональд Трамп ранее заявил, что всегда рассматривает возможность введения вторичных санкций против России и Ирана.

Автор: Семён Капранов

Источник: Рамблер, 14.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики