Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть числа: в правительстве допустили рост цен на топливо выше инфляции

Нефть числа: в правительстве допустили рост цен на топливо выше инфляции

Насколько может подорожать бензин и дизель и отразится ли это на рынке

В правительстве прошло заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Несмотря на стабильность в топливообеспечении, участники совещания обсудили возможность увеличения розничной стоимости бензина и дизеля выше инфляции в связи с ростом акциза в начале года. По словам экспертов, если инфляция упадет к запланированным в бюджете значениям (7–8%), то уложиться в этот уровень по росту стоимости топлива будет сложно. Тем более если правительство пойдет на дальнейшее уменьшение расходов бюджета и вернется к идее сократить выплаты по демпферу. О том, чего ждать рынку топлива в России, — в материале «Известий».

Ситуация на рынке топлива

Вице-премьер Александр Новак провел заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Об этом говорится в сообщении кабмина. Участники заседания обсудили ситуацию на рынке нефтепродуктов, условия их транспортировки по железной дороге, а также поставки топлива сельхозпроизводителям.

По информации Минэнерго и ФАС, цены на топливо в розничном сегменте остаются стабильными, дефицит отсутствует. Внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизелем. Поставки сельхозпроизводителям в период посевной кампании идут по плану, все заявки аграриев удовлетворяются.

Александр Новак поручил Минэнерго и ФАС проводить мониторинг цен на топливо в целом по стране и в отдельных регионах, включая Дальневосточный федеральный округ. Кроме того, ведомства должны обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизеля на Петербургской бирже для удовлетворения заявок потребителей в период повышенного летнего спроса, а также проработать своевременные сроки его доставки покупателям по железной дороге.

Как рассказал «Известиям» источник, знакомый с ходом обсуждения, на совещании поднимался вопрос повышения акцизов как фактор возможного увеличения розничной стоимости топлива выше инфляции. Он отметил, что участники совещания допустили рост цен в стране на уровень увеличения акцизов. По его словам, на мероприятии также было принято решение продлить запрет на экспорт для непроизводителей до октября.

Рост акцизов и инфляция

Фискальная нагрузка на нефтяную отрасль в этом году увеличилась. С 1 января выросли акцизы на нефтепродукты: на бензин АИ-95 — с 15,65 до 17,09 тыс. рублей за тонну, на дизтопливо — с 10,84 до 12,12 тыс. за тонну. По предварительным расчетам, в апреле 2025 года размер демпфера для бензина может составить 7,65 тыс. рублей.

При этом цены на нефть снизились. По данным Минэкономразвития, если в январе средний уровень цен на Urals составлял $67,66, то в апреле — $57,76 за баррель.

По данным Минфина, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу снижаются с начала года: в январе они составили 156,4 млрд рублей, в феврале — 148,3 млрд, в марте — 100,3 млрд, в апреле — всего 62,7 млрд рублей.

Из-за падения цен на нефть рентабельность реализации нефтепродуктов в России для вертикально интегрированных компаний отрицательная. Как отмечали источники «Известий» в отрасли, нефтяные компании «акцизов платят больше, чем получают возмещение по демпферу».

В настоящее время рост розничных цен не превышал роста инфляции. По данным Ростата, по итогам в январе средняя стоимость АИ-92 составляла 55,54 рубля за литр, АИ-95 — 60,67 рубля, дизеля — 70,66 рубля за литр. По состоянию на 5 мая стоимость АИ-92 выросла до 56,49 рубля, АИ-95 — до 61,72 рубля, дизель подорожал до 71,3 рубля за литр.

По словам руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, с начала года цены на бензин и дизельное топливо выросли менее чем на 2% (в среднем по РФ: ДТ — 1,7%, АИ-92 — 1,85%, АИ-95 — 1,8%) при инфляции на уровне 3%.

Согласно данным Росстата, в марте 2025-го уровень инфляции в России составил 0,65%. Вместе с этим инфляция за I квартал этого года составила 2,71%. При этом Банк России сообщал, что по итогам I квартала годовая инфляция составила 10,3%, что ниже февральского прогноза регулятора (10,6%).

По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, решение кабмина допустить рост розничных цен на топливо выше инфляции, выглядит вполне логичным.

— Несмотря на то что тарифы естественных монополий у нас ежегодно индексируются, а нормативно увеличение розничных цен не выше инфляции у нас нигде не зафиксировано. Рост акцизов — это прямой рост затрат производителей, который ничем не компенсируется. А уровень инфляции не покрывает рост затрат АЗС и стоимость кредитования. Поэтому я считаю, что это решение вполне логичным, — отметил собеседник «Известий». — Если кто-то считает, что стоимость бензина и дизеля высока, то у нас в стране есть виды моторного топлива, которые субсидируются государством, — СУГ и КПГ.

Никто не мешает потребителям перейти на альтернативу и не приобретать ни бензин, ни дизель, добавил он. По его мнению, социальным должно быть газомоторное топливо, а бензин и дизель оставаться в рынке.

В секретариате Александра Новака, Минэнерго, Минфине, Петербургской бирже, ФАС и нефтяных компаниях не ответили на запрос «Известий».

Как будет развиваться ситуация на рынке топлива

Эксперты не торопятся оценивать, насколько может увеличиться розничная стоимость топлива, поскольку многое будет зависеть от уровня самой инфляции. Банк России ожидает дальнейшего замедления роста цен в РФ во II квартале до 10,1%, следует из комментария регулятора к среднесрочному прогнозу.

— В обновленном базовом прогнозе рост цен во II квартале составит 7% с сезонной корректировкой в годовом выражении. Во второй половине года прогнозируется его дальнейшее замедление (за исключением июля, что связано с запланированной индексацией платы за коммунальные услуги). К концу года темпы роста цен снизятся до 4% с сезонной корректировкой в годовом выражении. Прогноз годовой инфляции на конец 2025-го оставлен без изменений: 7–8%, — говорится в комментарии ЦБ.

Эксперт и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что пока неясно, уложится ли рост стоимости топлива в уровне инфляции по итогам года.

— Это большая разница — 7–8% либо 10–10,5%. Поэтому сложно сказать. Если мы исходим из того, что, допустим, будет 10%, то тогда есть шанс, что стоимость топлива уложится в уровне инфляции. В любом случае топливо подорожает, и один из главных факторов — рост акцизов в начале года, — отметил собеседник.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов напомнил, что акцизы на автомобильный бензин и дизель растут на 4% ежегодно.

— Учитывая, что акцизы занимают примерно 30% в структуре оптовой цены и примерно 23% в розничной, повышение акцизов на 4% сказывается на изменении цены литра примерно на 1%, — сказал он.

Игорь Юшков напомнил, что в прошлом году рост стоимости дизельного топлива уложился в уровень инфляции, а бензина нет.

— Основной сезон потребления топлива только начинается. Посмотрим, что будет дальше. Я думаю, если инфляция реально упадет к тем значениям, которые запланированы в бюджете, то уложиться в этот уровень будет сложно. И не исключено, что мы не только по бензину можем превысить уровень инфляции, как это было в 2024-м, но и по дизелю. Тем более если правительство пойдет на дальнейшее уменьшение расходов бюджета и вернется к идее сократить выплаты по демпферу, как это было в 2023-м, — считает собеседник.

Тогда тоже в начале года бюджет недополучал нефтегазовых доходов, потому что скидка на российское сырье опять увеличилась в результате санкций, она достигала $30–35 на каждый баррель, отметил эксперт.

По его словам, если дефицит бюджета будет расти, то могут применить такую меру, как сокращение демпферных выплат. Тогда удержаться в уровне инфляции будет сложно, заключил Игорь Юшков.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 15.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики