Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые удары по российской нефти: теневой флот под санкциями, потолок цен хотят опустить

Новые удары по российской нефти: теневой флот под санкциями, потолок цен хотят опустить

Эксперт Юшков оценил новые санкции против нефтяного сектора РФ

В утверждённый Советом ЕС 17-й пакет антироссийских санкций попали 189 судов из третьих стран, которые официальный Брюссель связывает с «теневым флотом» РФ. Им запрещены доступ в европейские порты и предоставление широкого спектра услуг, включая страхование. Между тем масштаб и характер ограничений вовсе не означает их эффективность, отмечают российские эксперты.

Как заявлено в пресс-релизе Совета ЕС, «общее число указанных судов достигло 342». Заявленная цель – лишить «теневую флотилию» эксплуатационных возможностей, тем самым сократив доходы от продажи нефти, которые поддерживают военную экономику России». Мера распространяется на судоходные компании (в том числе из Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Гонконга), «отвечающие за транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов по морю и использующие опасные методы».

«Действия России и тех, кто ее поддерживает, сталкиваются с серьезными последствиями», - прокомментировала решение Совета ЕС, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кая Каллас. Она также сообщила, что основной акцент в готовящемся 18-м пакете санкций будет сделан на энергетической сфере. В частности, может быть пересмотрен уровень потолка цен на российскую нефть, перевозимую морским транспортом. По информации Reuters, ЕС предложит странам G7 снизить планку с $60 до $50 за баррель.

- Поскольку санкции ЕС, при определенной их токсичности, не носят экстерриториального характера, в отличие от американских, особых проблем они в целом не создают, - рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Если европейцы что-то запрещают, это относится только к их континенту. То есть, согласно 17-му пакету, очередные 189 танкеров с российской нефтью не смогут заходить в порты стран-членов альянса, но они и раньше этого не делали в соответствии с эмбарго 2022 года. Владельцы судов из состава так называемого теневого флота опасаются их ареста, причем под любым предлогом. Соответственно, эти суда не заходят в европейские порты для заправки, ремонта или с какой-то иной целью, избегают европейских страховщиков (пользуясь в основном услугами российских и азиатских страховых компаний) и, вообще, стараются держаться от Европы подальше.

- И какой тогда практический смысл в нынешней мере?

- Сама по себе она ничего не меняет. Другое дело, если рассматривать её как некий промежуточный, подготовительный этап на пути к чему-то более серьезному. В этой связи вспоминаются попытки европейцев перекрыть нам доступ в Балтийское море, запретить экспортировать нефть и нефтепродукты через балтийские порты Усть-Луга и Приморск. Раньше в ЕС ссылались на то, что якобы суда теневого флота несут риски для окружающей среды: мол, они старые, ржавые, нефть утекает в воду. Однако эта аргументация неубедительна, учитывая, скажем, что в порты Польши заходят куда более древние и изношенные танкеры. Значит, в дальнейшем европейцы могут использовать критерий подсанкционности: дескать, суда, включенные в 17-й и другие пакеты, мы не будем пропускать через Датский пролив. Конечно, это незаконно, но кто сейчас смотрит на такие мелочи? И это, безусловно, станет нешуточным вызовом для России.

Но есть большие сомнения в том, что Европа пойдет на такой шаг самостоятельно, без участия Соединенных Штатов - точнее, без участия американского военно-морского флота. А Трамп дает понять, что не собирается на нынешнем этапе поддерживать новые ограничения в отношении России, инициированные в ЕС.

- Насколько велика вероятность, что страны G7 примут предложение ЕС и снизят потолок цен на российскую нефть, поставляемую по морю, с $60 до $50 за баррель? И чем это грозит Москве?

- Правило ценового потолка и раньше не особо работало. Какая разница, какой будет уровень – $60 за баррель или $50? Да, сейчас Urals торгуется ниже $60, но причина этого чисто рыночная, с фактором ценового потолка не связанная: подешевела вся нефть, а не только российская. Которая к тому же продается с дисконтом. И поскольку в этих условиях Urals стала отвечать требованиям ценового потолка, ее могут не таясь перевозить обычные танкеры, а не только суда из состава теневого флота. Для России это означает некоторое снижение затрат на логистику, на перевозку, поскольку выросла конкуренция среди судовладельцев. Соответственно, прямой угрозы от значения в $50 за баррель для нас нет.

Думаю, смысл тут в другом: продемонстрировать, что давление на Россию не ослабевает, что санкции выполняют свою задачу по сокращению её доходов от экспорта энергоносителей. В Брюсселе постоянно обещают, что каждый следующий пакет санкций будет более жестким, чем предыдущий. Звучит забавно. В реальности, как мы видим, получается ровно наоборот.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 21.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики