Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть хлынула на восток: в Китае просят добавки

Российская нефть хлынула на восток: в Китае просят добавки

Несмотря на введенные Евросоюзом санкции и эмбарго на российскую нефть, "черное золото" в нашей стране не залеживается. Экспорт постепенно переориентируется на Восток. Более того, там даже просят добавки. Насколько этот рынок выгоден для нас, как можно развивать маршруты и осуществлять поставки - в материале "Прайм".

Тропы ведут в Китай

Введенные Европой запреты на российскую нефть позволили нашей стране стать крупнейшим поставщиком на рынок КНР. В прошлом году объем поставок в эту страну и вовсе стал рекордным -108,47 миллиона тонн. 
В Китай российская нефть идет различными способами. Первый - нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), от которого есть прямой отвод Сковородино-Мохэ. Часть нефти по ВСТО идет в Козьмино и оттуда уже танкерами в Китай. Также есть морские поставки нефти в Китай из других российских портов. Кроме того, нефть поставляется и через Казахстан, объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
 
Ранее Россия и Казахстан договорились об увеличении транзита российской нефти в Китай с 7 до 10 миллионов в год. В правительстве Казахстана сообщали, что страна ежемесячно будет получать 171 миллион долларов от российского транзита в Китай. Кроме того, транзит загрузит мощности Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Также Казахстан получит возможность реализовать собственную нефть через замещение российской. 
Теперь КНР предложила России увеличить поставки нефти через Казахстан на 2,5 миллиона тонн в год. В России готовы это обеспечить, нужны лишь определенные технологические решения, заявил вице-премьер Александр Новак.
 
Прежде всего, необходимо увеличить поставки на подходе к Казахстану и расширить пропускную способность на территории этой страны, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Потому что там не просто из России пришла труба и дальше она идет через Казахстан в Китай. Нет. Там часть нефти сдается на Павлодарский НПЗ и аналогичные объемы Казахстан отдает из своей нефти в трубу. То есть там происходит частичный обмен нефти. Поэтому надо обсудить вопрос с Казахстаном - мы будем больше поставлять в павлодарский НПЗ или мы будем больше транзитом прокачивать. То есть как это сделать, чтобы всем было выгодно", - говорит Юшков.
 
Эксперт отметил, что на нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан" "Транснефть" применяет специальные присадки, которые снижают трение в трубе и увеличивают пропускную способность без дополнительных насосных станций. Такой способ можно использовать и для увеличения поставок нефти через Казахстан. 
Но, конечно, главное – принять принципиальное решение на уровне трех заинтересованных стран. Проблем с этим не ожидается, Тем более, на российскую нефть, прокачанную через трубопроводы, не распространяется ценовой потолок, установленный Западом. Таким образом, Россия и Казахстан смогут заработать, а Китай – сэкономить, ведь обсуждаемый вариант точно окажется дешевле любых других.

Впереди вся Азия

Помимо КНР Россия активно экспортирует нефть в Индию морским транспортом. В мае поставки достигли самого высокого уровня за 10 месяцев - 1,98 млн баррелей в сутки.
Также обсуждаются перспективы наземного транзита через Иран и Пакистан. Например, в 2023 году Россия отправила 100 тысяч тонн СУГ в Пакистан через иранскую ОЭЗ Серахс, объясняет кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Севостьянов.
 
"Один из потенциальных проектов - доставка нефти по МТК "Север–Юг" через Каспий, Иран и далее в Индийский океан. Однако он требует масштабной модернизации портов, НПЗ и трубопроводов в Иране, а также согласования с Пакистаном. На сегодня инфраструктура ограничена, и маршруты находятся в стадии проработки", - отметил Севостьянов.
 
Для России развитие этих направлений выгодно: они диверсифицируют экспорт, укрепляют связи с Азией и компенсируют утрату европейского рынка, говорит Севостьянов. 
Новое логистическое направление - Арктика. На фоне глобального потепления растут поставки по Северному Морскому пути. С 2024 года "Совкомфлот" начал транспортировку нефти сорта Urals в Азию именно через Арктику. Маршрут короче Суэцкого канала, но требует ледокольного сопровождения и пока работает только с июля по октябрь.
 
В целом, несмотря на затраты, развитие восточных и новых маршрутов стратегически выгодно: с 2021 года доля экспорта в Азию выросла с 40% до 85%, а диверсификация снижает зависимость от европейского рынка. Для полноценного эффекта нужны инвестиции в логистику, совместные проекты и устойчивые политические договоренности, отмечает эксперт.

Трубопроводные маршруты уходят в прошлое

Если говорить о дальнейшем развитии, то строительство новых трубопроводных маршрутов маловероятно в силу объективных географических ограничений и особенностей современного рынка нефти, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. 
"Как известно, порядка 80% всей международной товарной торговли приходится на морские перевозки, и ключ к традиционным и новым рыночным нишам большинства товаров, включая нефть, – море, и, соответственно, танкерные перевозки. Не случайно даже в торговле природным газом морская транспортировка в последние годы все больше теснит трубопроводную", - говорит эксперт.
 
Строить новые магистральные трубопроводы на тысячи километров - долго и очень затратно. Морская транспортировка намного привлекательнее как для покупателей, так и для поставщиков, поскольку обеспечивает высокую гибкость: сейчас загруженный танкер идет в Индию, а по пути, если нужно, он может быстро переориентироваться на Китай.
 
"Если учесть, что половина всей нефти в международной торговле продается на спотовой основе, а значительная часть потребителей (в том числе и новых) в азиатских странах сосредоточена вдоль побережья, то серьезной альтернативы танкерным поставкам для российского нефтяного экспорта, на мой взгляд, нет", - отметил Белогорьев. 
Поэтому с точки зрения разворота на Восток наиболее актуальным вопросом остается расширение провозной способности Восточного полигона, что должно позволит нарастить экспорт нефти через порты Дальнего Востока. Кроме того, есть перспективы расширения транспортировки по восточной части СМП с арктических нефтяных проектов, заключил Белогорьев.
Иными словами, на восточном рынке российской нефти есть, где разгуляться. Для этого, как уже было сказано ранее, необходимы инвестиции в логистику, совместные проекты и устойчивые политические договоренности. ​
 
Автор: Светлана Медведева
 
Источник: ПРАЙМ, 24.05.2025

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики