Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Суд Швейцарии утвердил соглашение об урегулировании долгов Nord Stream 2 AG

Суд Швейцарии утвердил соглашение об урегулировании долгов Nord Stream 2 AG

Это привело к снятию моратория на банкротство. Формально проект избежал ликвидации, однако перспективы его перезапуска остаются туманными — США по-прежнему сохраняют санкции, а Германия заявила, что не допустит запуска газопровода. Эксперты полагают, что «Газпром» сохранит интерес к проекту, если появится возможность привлечь иностранных инвесторов

Мировое соглашение по оператору «Северного потока — 2» вступило в силу, мораторий на его банкротство прекращен. В отчетности «Газпрома» по МСФО за первый квартал этого года сказано, что 9 мая 2025 года суд Швейцарии «в целях финансового оздоровления утвердил соглашение об урегулировании задолженности организации Nord Stream 2 AG». В установленный законодательством срок решение суда обжаловано не было, в связи с чем это соглашение вступило в силу, а мораторий на банкротство был прекращен.

Ранее в СМИ появлялись (ссылка ведет на Bild, издание заблокировано в России) слухи о том, что инвестор из США может выплатить долги «Северного потока — 2» и что ведутся «тайные переговоры» о возобновлении работы газопровода. В Кремле это опровергали.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Такие тактические какие-то проблемы у него пока отложены, вопрос о его банкротстве в данный момент не стоит. Банкротство было по заявкам мелких кредиторов, то есть основные кредиторы — крупные, пять европейских компаний, которые давали деньги на реализацию данного проекта, почти половину от стоимости, — они никаких претензий в данный момент не имеют. Хотя если вдруг он когда-то заработает, они опять предъявят претензии по возврату этих денег. В целом всю эту историю скорее мы можем охарактеризовать так, что все стороны оставляют себе надежду на запуск «Северного потока — 2» когда-нибудь в будущем. Я не думаю, что нынешнее завершение истории с банкротством является подтверждением, что это будет сделка. Это не элемент подготовки к продаже «Северного потока — 2», тем более американцам, потому что, чтобы американцы хоть какие-то контакты начали непосредственно с компанией Nord Stream 2 AG и уж тем более ее купили у «Газпрома», нужно сначала им получить исключение из-под санкций. США как раз вводили санкции в отношении компании Nord Stream 2 AG, Евросоюз — нет. Американским бизнесменам нужно получить сначала исключение — генеральную лицензию на проведение каких-то операций, только после этого можно контактировать. Этот бизнесмен Линч как раз запросил у американских санкционных регуляторов ту самую лицензию — возможность вообще вести диалог с Nord Stream 2 AG. Поэтому мы узнали об этом. Здесь сказать сложно, что потенциально американцы могли бы купить. Опять же речь идет именно о коммерческой заинтересованности одной конкретной компании, одного конкретного бизнесмена. Потому что стратегически США как государству запускать «Северный поток — 2» или первый невыгодно. Трамп открыто говорил, что европейцы должны больше покупать американский СПГ. У «Газпрома» в собственности непосредственно все 100% акций, поэтому как минимум 49% или даже 50% минус одна акция он мог бы продать чисто теоретически, если бы это позволило ему запустить данный проект. «Газпром», я думаю, вполне может это рассматривать, потому что он и рассматривал продажу половины этого газопровода. И если бы тогда американские какие-то бизнесмены смогли успешно пролоббировать запуск этого проекта — пожалуйста, для «Газпрома» это был бы выход. Другой вопрос, что американским бизнесменам, наверное, сейчас это не под силу — ни у себя пролоббировать снятие санкций с Nord Stream 2 AG, ни в Европе получить разрешение на ввод в эксплуатацию».

Канцлер Германии Фридрих Мерц на днях заявил, что власти ФРГ сделают все, чтобы не допустить запуска «Северного потока — 2». Ранее о введении санкций против взорванного газопровода также заявляла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Источник: BFM.RU, 31.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики