Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическая политика Трампа: преемственность или новаторство?

Энергетическая политика Трампа: преемственность или новаторство?

5 июня на площадке клуба «Валдай» в Москве прошла дискуссия, посвящённая энергетической политике администрации Дональда Трампа. Модератор дискуссии Антон Беспалов, предложил участникам обсудить,какие изменения повлечёт за собой новая энергетическая политика американского президента, направленная на пересмотр «зелёного курса», внутри страны и в международном измерении.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, заведующий кафедрой политологии Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов считает неправильным говорить, что Трамп радикально изменил американскую энергетическую политику. В реальности она довольно целостна и последовательна, хотя сейчас происходит очередная её корректировка. Трамп, действительно, отказывается финансировать «зелёные» проекты и заявляет, что уголь и углеводороды останутся опорой мировой энергетики. Однако США активно наращивали добычу углеводородов и при президентах от Демократической партии и в итоге занимают теперь первое место в мире по добыче нефти и газа. По словам Симонова, это отражает чёткую энергетическую стратегию Соединённых Штатов направленную на доминирование на углеводородном рынке. Американцы опять стали наращивать производство углеводороды, продвигать их на внешних рынках, «расталкивать» конкурентов по всему миру, в том числе с помощью геополитических инструментов, – и Трамп будет продолжать эту политику, утверждает аналитик.

Исполнительный директор Международного энергетического агентства (2007–2011) Нобуо Танака указал, что сейчас мы наблюдаем интересные изменения на энергетическом рынке. «Сланцевая революция» сделала США экспортёром как нефти, так и газа, что позволяет теперь Дональду Трампу проводить политику доминирования на рынке ископаемого топлива. Танака полагает, что Вашингтон стремится создать своего рода «углеводородную коалицию» с участием России и Саудовской Аравии, также заинтересованных в сохранении позиций углеводородов в мировой экономике. Китай, другой крупный игрок на энергетическом рынке, опирается на возобновляемые источники энергии, в частности на атомную энергетику, стремительно проводя в жизнь политику электрификации. Аналогичный курс проводит и Европа, стремящаяся создать популярные «зелёные» продукты, что подразумевает общность интересов с КНР.

Главный научный сотрудник Отдела экономических исследований в ИСКРАН Лариса Чувахина сформулировала концептуальные основы новой энергетической стратегии Трампа. Она опирается на философию энергетического доминирования США в мире и рассматривает энергетические ресурсы как непосредственный стратегический актив, способный влиять на баланс сил в мировой экономике. Безоговорочный приоритет стратегия Трампа отдаёт традиционным видам энергии – нефти, газу, углю. Кроме того, важный её элемент – дерегулирование энергетической политики с отказ от некоторых норм времён Байдена, включая часть экологических стандартов и жёсткие правила по осваиванию земель. В число ключевых направлений энергетической политики Трампа Чувахина включила возрождение угольной индустрии, развитие нефтегазовой индустрии и возрождение атомной энергетики. Подход администрации Трампа зелёной энергетике выглядит селективным – ставка делается на развитие гидроэнергетики, не отрицаются геотермальные электростанции и морские ветровые станции.При этом Трамп выступает против солнечных панелей, в первую очередь потому, что их производство требует импорта редкоземельных металлов из Китая.

Заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев, подчеркнул различия между риторикой Трампа и его практическими действиями. Он отметил дилемму, с которой сталкивается американская администрация: с одной стороны, чтобы развивать промышленность, нужно дешёвое топливо, а с другой – Трамп обещает развивать нефтегазовую отрасль. При этом увеличивать количество скважин при низких ценах на нефть никто из американского бизнеса не планирует. Соответственно, наращивать добычу нефти никто в США не готов. Что касается угля, то при всех заявлениях о его «красоте» и «величии», он проиграл гонку и будущего в Соединённых Штатах у него нет, убеждён Гулиев.

Источник: Валдай, 05.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики