Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не хабом единым

Не хабом единым

Почему российско-турецкий газовый проект останется нереализованным

«Газпром» отказался от создания «крупнейшего газового хаба» в Турции. Проект в 2022 году предложил реализовать Владимир Путин через несколько недель после взрыва на «Северных потоках». Но в «Газпроме» решили, что идея нежизнеспособна, сообщили источники Bloomberg. Ожидалось, что турецкий хаб поможет компании восстановить позиции в Европе, после того как остановился транзит по прежним маршрутам. Агентство отмечает, что проект свернули как минимум по двум причинам: ограниченные мощности турецких газопроводов в южную Европу и нежелание Анкары продавать газ вместе с «Газпромом».

Кроме того, Россия продолжает поставки в регион и без турецкого хаба, отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Публикация о закрытии хаба — это на самом деле констатация факта, что его официально не запустили, а так, как он работает сейчас, он и дальше будет работать. Зачем нужен газовый хаб? В 2022 году европейские компании боялись покупать российский газ, хотя прямого запрета не было. И хаб нужен, чтобы европейские компании говорили, мол, мы не у России купили газ, а на газовом хабе, а там разный бывает, там и СПГ не иранский, а азербайджанский.

Но стало понятно, что российский газ покупать можно, что ничего за это не будет. Сама идея газового хаба в Турции потеряла актуальность. "Газпром" и так излишки, которые у него были, по "Турецкому потоку" спокойно продавал. То есть на практике некие элементы хаба на самом деле стали работать. Я думаю, предполагалось, что если на первом этапе излишки, которые и так приходят по "Турецкому потоку", будут на этом хабе покупать, это позволит европейцам ничего не бояться и закупать газ в полном объеме. Тогда можно было бы подумать о том, чтобы построить еще одну трубу.

А так изначально объем ограничен пропускной способностью "Турецкого потока"».

Последний маршрут для поставок газа из России в Европу пролегает через Турцию по двум трубопроводам — «Турецкому потоку» и «Голубому потоку». Оба проходят по дну Черного моря. Транзит через Украину прекратился 1 января 2025-го. После падения поставок в Европу «Газпром» столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, писала Financial Times. Компания отказывается от выплаты дивидендов третий год подряд. При этом в 2024 году прибыль монополиста превысила 1,2 трлн руб. против убытка в 600 млрд руб. годом ранее.

Идея создания турецкого хаба еще в 2022 году выглядела сомнительно, считает директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев: «Никакого проекта у "Газпрома" не было. Были обсуждения, анализ возможности развития турецкого газового хаба. Под газовым хабом обычно подразумевается точка, где происходят торговые сделки, и на более развитом этапе осуществляется ценообразование. Что касается ценообразования, это была мечта совершенно несбыточная.

Энергетическая политика Реджепа Тайипа Эрдогана весьма консервативна, внутренний рынок, по сути, закрыт для нерезидентов. Остаются только поставки в направлении Греции, которые не имеют практически свободных мощностей, а никаких планов по расширению этих мощностей в рамках развития газового хаба не было. Можно положить хоть десять трубопроводов из России в Турцию, но бутылочное горлышко находится на границе Турции и ЕС.

И строить инфраструктуру на территории ЕС, в Греции или Болгарии, должен оператор газотранспортной системы данной страны ЕС.

Есть планы по увеличению поставок азербайджанского газа в направлении Европы, но они никак не связаны с турецким газовым хабом. Поэтому вся идея изначально была очень странной, ее так и воспринимали и в "Газпроме", и на экспертном уровне. Может быть, в 2030-е годы что-то и заработает, и роль Турции на газовом рынке Европы усилится, но это тоже требует очень больших усилий, потому что основная проблема Турции — ее периферийное расположение относительно Европы».

В подвешенном состоянии остается и другой газовый проект России — трубопровод в Китай «Сила Сибири-2», хотя его проектирование началось пять лет назад. С тех пор официальные лица не раз заявляли, что «почти все его параметры согласованы», а в Монголии, через территорию которой пройдет транзит, ожидали начала строительства в 2024-м. В мае 2025-го Владимир Путин и Си Цзиньпин поручили ускорить реализацию проекта.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 04.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики