Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт ТЭК Юшков: «До конца года цена за литр АИ-95 может вырасти до 70 рублей»

Эксперт ТЭК Юшков: «До конца года цена за литр АИ-95 может вырасти до 70 рублей»

Цены на АИ-95 к концу года дойдут по психологического рубежа в 70 рублей за литр. На этот раз повышение будет зависеть не от мировой конъюнктуры, а от того, как правительству удастся справиться с дефицитом бюджета. Если дыра в казне будет расти, бензин на АЗС будет дорожать.

Каждый третий НПЗ в России стал убыточным

Прошлогодние атаки украинских дронов и санкции против российской нефтянки оставили глубокий след в производстве топлива в РФ, которые проявляются по сей день как в финансах самих предприятий, так и в ценах для потребителей.

Газовая отрасль повышает тарифы один раз в год, и это вызывает удорожание автомобильного топлива. АИ-95 не прислушивается к рекомендациям властей и растет в цене выше инфляции. Прошлый год он закончил на уровне выше 10%. Другой высокооктановый бензин, АИ-98, дорожает еще быстрее.

Убытки НПЗ — это плохой знак для автолюбителей. Отпускная цена будет расти, а с ней подорожает топливо на независимых АЗС, которых в стране намного больше, чем заправок «Роснефти» и «Лукойла».

«Новые Известия» спросили ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, сколько будет стоить литр бензина к концу года и от чего это зависит.

«70 рублей за литр — это психологический рубеж»

— Если сегодня АИ-95 в Москве в среднем составляет 63,80 рубля за литр, плюс 9% (5,74 рубля) к концу года, то в среднем цена на заправке будет 69,54 рубля. То есть практически 70 рублей за литр. Как вы это видите?

— Может быть, где-то так. Но это «в среднем по больнице». Бензин АИ-95 может возрастать даже больше. В прошлом году у нас дизель уложился в уровень инфляции, а бензин вообще не уложился. Даже в среднем. АИ-98 вообще вырос существенно выше инфляции.

Когда государство говорит об удержании цены, вообще, речь идет про АИ-92, то есть АИ-95 может вырасти и на 10%. Такое возможно, тем более что в начале года были повышены акцизы и на бензин, и на дизель. А акцизы, по сути, — это налог с конечного покупателя, они напрямую влияют на цену топлива на АЗС. 

Правительство что-то будет позволять нефтяным компаниям, с другой стороны, станет давить на нефтяные компании, заставляя их просто сокращать маржу. Эта борьба происходит постоянно. Посмотрим, кто победит в этот раз.

НПЗ и цены на топливо

— Атаки на НПЗ были год назад. Нам рассказывали, как все успешно починили и все работает. Так почему убытки вылезли только сейчас?

— У НПЗ действительно были затраты на дополнительные ремонты, внеплановые, когда происходили атаки БПЛА.

— Атаки были год назад.

— Сейчас по НПЗ ударов не было, по крайней мере, в последнее время. Но бухгалтерская инерция существует. Я бы посмотрел, что будет по итогам года с НПЗ, потому что первый и четвертый кварталы не самое лучшее для них время, спрос меньше, может и переработка уменьшаться, компании больше могут экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты, поэтому самый жаркий период для НПЗ — второй и третий кварталы. В это время большой спрос на внутреннем рынке, они, как правило, работают на полную загрузку. Поэтому надо посмотреть более продолжительный период.

— Росстат пишет, что производство выросло. В чем тогда проблема? Бензина больше, цены ниже?

— В России мы можем продавать бензин и дизельное топливо только высоких марок, соответственно, класса Евро-5. Часто НПЗ производят бензины более низких марок, для того чтобы его потом экспортировать. Маржинальность подобного экспорта меньше, чем продажа бензинов более высокого класса. К сожалению, Росстат такую разбивку нам не дает, поэтому можно только предполагать, что происходило с производством в первом квартале, какова там внутренняя структура. 

— Значит ли это, что цены будут расти, но по-разному для разных видов топлива?

— Конечно, компании хотят улучшить свою экономику, поэтому просят для себя определенных послаблений. Они могут их получить, это реально. Речь идет о коридоре колебания цен. Сейчас более жесткий коридор. Если цена на бирже за месяц выросла больше 20%, тогда нефтяным компаниям за этот месяц вообще не выплачивается демпфирующая надбавка.

— Как ее следует понимать?

— Это разница между той ценой, которую государство хочет видеть на внутреннем рынке, и тем, сколько нефтяные компании заработали бы, если бы отправили в этот же период нефть на экспорт, а не продавали ее НПЗ. Соответственно, получается, что, если цена сильно выросла за месяц, компании и так уже заработали. С какой стати им компенсировать разницу между внешней и внутренней ценой, если они и так получили прибыль?

Сейчас все ожидают, что нефтяным компаниям расширят этот допустимый коридор. То есть колебание цены может быть больше в течение одного месяца на оптовом рынке.

«Пострадают независимые компании — поставщики топлива»

— Пока цены на оптовом рынке растут. Чем это грозит?

— Цены на оптовом рынке в первую очередь важны независимым производителям, потому что они именно там топливо покупают. ВИНКи (вертикально-интегрированные компании. — «НИ»), у которых есть своя переработка, просто со своего НПЗ продают топливо своим же сетям, поэтому для них цена на опте не столь важна. 

— Выживут независимые заправщики и как это скажется на цене для потребителя?

— Кто-то сильно пострадает, какие-то компании могут и закрыться. Независимые компании — поставщики топлива на рынок могут пострадать, им придется повышать цены на топливо, от этого они и будут страдать, если при этом будут сдерживать рост цен ВИНКи на своих заправках, клиенты переедут просто к этим компаниям, сократится объем продаж и прибыль у независимых заправщиков. Кто-то, возможно, и закроется.

— Какую долю рынка занимают независимые компании?

— У нас довольно четкая структура: 60% объема топлива продается на заправках ВИНКов, а количество заправок, наоборот, — 40% заправок принадлежит ВИНКам из всего количества заправок в России, а 60% заправок — это независимые компании, просто они меньше реализуют. Да, это будет неприятная история.

«Власти позволят компаниям собрать деньги с внутреннего рынка»

— Нефтегазовые доходы российского бюджета сократились с января на 35%, очевидно, что и сами компании теряют деньги на низкой мировой цене, которая сравнялась с январем 2023 года. Что будет делать государство?

— Если будет признана экономическая ситуация, требующая вмешательства, и нужно будет и дальше сокращать расходы, тогда государство позволит нефтяным компаниям расширить этот коридор, а само государство сократит выплаты по демпфирующим механизмам.

По сути, позволит добрать недополученную прибыль с рынка, а не за счет выплат из бюджета. Вот что может произойти. Пока никакие решения не утверждены, но это один из сценариев, который может произойти. Пока мы не увидим ускоренного роста цен на заправках, подобные решения не приняты. Но даже с ними нельзя сказать, что будет большая проблема.

— Почему?

— У правительства есть нормативные показатели, к которым они стремятся. Это необходимость удерживания роста стоимости топлива за год на уровне инфляции. Если инфляция прогнозируется вокруг 9%, на этом уровне удержать рост цен на бензин и на дизель.

— Удастся ли нефтяникам пролоббировать повышение цен выше уровня инфляции, как это происходит с «Газпромом» и тарифами на газ?

— С тарифами посложнее, они не так регулярно повышаются. Бензин растет постоянно. Сейчас цены понизились, с одной стороны, государство недополучило деньги в бюджет, так как снизился налог на добычу полезных ископаемых, а с другой стороны, меньше нужно выплачивать нефтяным компаниям той самой демпфирующей надбавки.

Все будет зависеть не столько от того, насколько упадут мировые цены на нефть, а от того, насколько у государства будет расти дефицит бюджета. Если будет рост дефицита бюджета, будет увеличение расходов или падение доходов, вот тогда нужно будет где-то брать деньги. Либо сокращать еще выплаты нефтяным компаниям, не в рамках самой формулы, а формулу поменять, чтобы в принципе меньше платить. Им сократят выплаты по демпферу и, возможно, позволят компаниям добрать эти деньги. А где добрать? Только с рынка, то есть с конечного покупателя. 

— То есть к Новому году ждем АИ-95 по 70 рублей за литр?

— Посмотрим. Правительство ведет с компаниями неформальный диалог. 70 рублей за литр — это психологический рубеж, поэтому могут попросить нефтяников придержать.

— То есть скорее мы увидим цену 69 рублей 90 копеек?

— Постепенно — да. По копеечке растет, как всегда и рос. Посмотрим, как будет.

Авторы: Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Источник: Новые Известия, 05.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики