Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бирже расчищают пути

Бирже расчищают пути

Власти обсуждают ускорение перевозок нефтепродуктов по поставочным контрактам

Власти, обсуждая продление запрета на экспорт бензина на сентябрь—октябрь, намерены упростить логистическое обеспечение биржевых торгов нефтепродуктами. В частности, речь идет о резервировании железнодорожной инфраструктуры под биржевые перевозки нефтепродуктов, зачете фьючерсных объемов в нормативах биржевых продаж, коррекции тарифов на перевалку. Участники рынка видят необходимость в ускорении движения по железной дороге топлива, проданного на бирже.

Власти поручили скорректировать часть механизмов регулирования топливного рынка. Об этом говорится в документе по итогам встречи 14 мая вице-премьера Александра Новака с ведомствами и нефтяными компаниями, который есть в распоряжении “Ъ”. После нее господин Новак рассказал о возможном продлении запрета на экспорт бензина всем непроизводителям, истекающего в августе, на сентябрь—октябрь. В протоколе это предложение отражено: согласованный доклад ведомств должен быть представлен до 5 августа.

ФАС и Минэнерго поручено при необходимости подготовить изменения в приказ о нормативах биржевых продаж топлива — с возможностью зачета в них объемов по поставочным фьючерсным контрактам.

Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко считает, что включение поставочных фьючерсов в зачет нормативов биржевых продаж важно прежде всего для оптимизации логистики. По его словам, переход на такие инструменты практически не изменит условий работы для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): если они не захотят страховать ценовые риски, фьючерсы можно будет использовать как механизм поставки товара, аналогичный спотовым сделкам.

Но ключевым преимуществом новой схемы, отмечает господин Дьяченко, станет упрощение планирования перевозок. Сейчас, продолжает он, при спотовых продажах нефтяные компании вынуждены ежедневно размещать заказы на транспортировку — в среднем около 56 тыс. сделок в месяц, что создает серьезную нагрузку на ОАО РЖД. Использование поставочных фьючерсов позволит подавать заявки на транспортировку заранее — за 15 дней до начала месяца, указывает Максим Дьяченко.

«Задача — перевести весь рынок, 100% оптовых продаж топлива на бирже, на инструмент поставочных фьючерсов»,— поясняет он. По его мнению, при текущем росте объемов биржевых торгов (уже около 35% всех железнодорожных перевозок топлива идут под биржевые грузы) переход на фьючерсы необходим для предотвращения возможного транспортного коллапса.

В протоколе указывается, что Минтранс, Минэнерго, ОАО РЖД и Петербургская биржа прорабатывают внедрение системы «бронирования вагонов» для биржевых перевозок нефтепродуктов. Источник “Ъ” на рынке нефтепродуктов напоминает, что основная задача биржевых торгов — обеспечить доступ небольших игроков к рынку нефтепродуктов. С этим было две основные проблемы.

  • Одна состояла в том, что ВИНК заключают долгосрочные контракты, но требуют гарантированной покупки, а маленькие клиенты не могут закупать много, когда нет спроса, например зимой.
  • Вторая — в том, что, когда возникает дефицит топлива, ВИНК отгружают его либо крупным заказчикам, либо в свою сеть АЗС, а не маленьким участникам рынка.

После того как выполнение нормативов по биржевым продажам стало влиять на получение обратного акциза, ВИНК стали более заинтересованы в работе на бирже, отмечает он.

Но с отгрузкой по железной дороге топлива по биржевым сделкам есть большая проблема, говорит собеседник “Ъ”. Обычная продажа топлива более или менее предсказуема, а биржевые торги — нет. На железной дороге заявки на перевозку подаются за месяц, их можно адаптировать за счет дополнительного плана, но фактически реализовать эту возможность получается редко. А биржевые торги идут каждый день, и определенность должна быть очень высокой: через два дня после того, как заявка сработала, покупатель должен выдать реквизитную заявку продавцу (с указанием станции), через пять дней — оплатить, через тридцать завод должен отгрузить.

«Фактически с учетом этих противоречий топливо может опоздать к продавцу на месяц»,— отмечает он. Цистерн для перевозки нефтепродуктов хватает, отмечает он: речь идет именно о резервировании инфраструктуры, провозной способности (того, что предоставляет ОАО РЖД), отмечает он, говоря, что своим поручением Александр Новак поручает придать скорость движения биржевым сделкам. Уже прошли совещания в Минтрансе, добавляет он, предложение обсуждается с Минэнерго и ОАО РЖД. Резерв этот должен быть небольшим, но стабильным, полагает собеседник “Ъ”.

В Минтрансе, Минэнерго и ФАС на запрос “Ъ” не ответили. Нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории, напоминают в ОАО РЖД, компания заинтересована в каждой дополнительной тонне и совместно с нефтяниками в оперативном режиме ищет возможности по увеличению объемов отгрузки и повышению скорости транспортировки продукции. «Перевозки нефтепродуктов находятся на особом контроле ОАО РЖД,— отмечают в компании.— Прием груза по лимитирующим направлениям осуществляется в соответствии с правилами недискриминационного доступа. При этом отправки для нужд внутреннего рынка пользуются повышенным приоритетом».

Кроме того, согласно протоколу, Минэнерго и ФАС до 10 июня должны проанализировать тарифы на перевалку нефтепродуктов в Приморском порту с учетом ставок в портах Балтики и представить согласованную позицию правительству. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков связывает поручение о пересмотре тарифов на перевалку в Приморском порту с ростом логистических рисков при экспорте нефти через Балтику. По его словам, на этом направлении растут ставки фрахта: судовладельцы закладывают в стоимость дополнительные премии за риски, связанные с активными действиями европейских властей. В этих условиях, полагает господин Юшков, нефтяные компании стремятся компенсировать рост затрат за счет других звеньев логистической цепочки, в том числе снижая тарифы на перевалку. «Даже небольшое изменение ставок в Приморске может повысить конкурентоспособность дальневосточного маршрута»,— отмечает эксперт.

Авторы: Ольга Семеновых, Наталья Скорлыгина

Источник: Коммерсантъ, 06.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики