Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ так надо: Россия готова увеличить поставки СПГ в Южную Корею и Японию

Газ так надо: Россия готова увеличить поставки СПГ в Южную Корею и Японию

Приведет ли энергетическое сотрудничество к нормализации отношений с азиатскими союзниками Америки

Москва готова расширить поставки СПГ в Южную Корею и Японию, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко. Сеул и Токио уже приступили к увеличению закупок российских энергоресурсов, это серьезный поворот в политике двух стран. РФ может нарастить поставки сжиженного природного газа с помощью проекта «Ямал СПГ», отметили эксперты. В то же время нормализация отношений с Южной Кореей и Японией зависит от результатов переговоров с США. Об изменении газового рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в материале «Известий».

Южная Корея и Япония наращивают закупки ресурсов из РФ

Россия гипотетически может увеличить экспорт сжиженного природного газа в Южную Корею и Японию, заявил «Известиям» замглавы Министерства иностранных дел Андрей Руденко.

— Мы готовы нарастить поставки СПГ тогда, когда со стороны этих государств будет выраженное и ясное желание. К сожалению, до сих пор эти страны проводят в отношении России санкционную линию, которая затрагивает и сотрудничество в рамках проектов СПГ, — сообщил он.

В конце июня стало известно, что в мае Сеул закупил у Москвы рекордное с ноября 2024-го количество сжиженного природного газа на сумму $135,2 млн. В списке экспортеров голубого топлива в Республику Корея (РК) Россия поднялась с седьмого на четвертое место, уступив только Австралии, Катару и США. Позади остались Оман и Индонезия. Увеличение поставок газа из РФ — устойчивая тенденция, потому что в 2024-м они выросли на 28% по сравнению с 2023 годом.

Важно, что РК в 2024-м стала третьим в мире государством по импорту СПГ. Республика старается уйти от угольной генерации и добиться углеродной нейтральности. При этом Южная Корея зависит от внешних поставок на 90%, а доля сжиженного газа в генерации электроэнергии превышает 28%. Поэтому Сеул заинтересован в диверсификации своих поставок.

Сотрудничество между странами в энергосекторе оказалось под ударом после того, как Сеул присоединился к санкциям Запада против России в 2022-м. В феврале 2023 года Южная Корея расширила ограничения на экспорт товаров в РФ и Белоруссию до 798 позиций. Однако в начале 2025-го Сеул отменил некоторые антироссийские рестрикции, прежде всего запрет на поставки медицинского оборудования. Напомним, что в Сеуле сменилась власть: президент Юн Сок Ель был отстранен в результате импичмента, а победу на досрочных выборах одержал менее антироссийски настроенный Ли Чжэ Мен.

Вероятность дальнейшего увеличения поставок российского СПГ в Южную Корею исключать нельзя, Россия к этому готова, отметил в беседе с «Известиями» ведущий научный сотрудник центра корейских исследований ИКСА РАН Ким Ен Ун.

Япония также демонстрирует интерес к российским энергоресурсам. Токио в июне этого года впервые с февраля 2023-го закупил небольшую партию нефти из РФ на общую сумму $25,3 млн. По данным СМИ, это было сделано по просьбе министерства экономики Японии. Хотя страна сократила закупки российского СПГ на 3,3% в начале этого года, этот тренд нельзя считать устойчивым. Например, в декабре 2023-го Токио импортировал из России рекордное количество СПГ с 2017 года. Япония — второй в мире покупатель сжиженного природного газа: в 2024-м страна импортировала 65,89 млн т СПГ. 

Япония и Южная Корея получают газ в основном с завода «Газпрома» «Сахалин-2», они имеют долгосрочные контракты, а компании двух стран входят в число акционеров проекта. Благодаря этому Токио и Сеул получают СПГ по низким ценам, что обеспечивает им рост экономических показателей. Они всячески за него держатся, доносят свои беспокойства до США, которые учитывают их интересы: пока санкции в отношении «Сахалина-2» не ввели, рассказал «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Увеличивать объемы поставок с «Сахалина-2» крайне сложно, поступающие на спотовый рынок партии газа покупает Китай. Наращивание поставок СПГ из России в Японию и Южную Корею скорее можно связывать с новыми проектами, прежде всего «Ямал СПГ», где две очереди фактически запущены, — подчеркнул эксперт.

 

Справка «Известий»

Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Его оператором стало ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК», концерна TOTAL, Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Фонда Шелкового пути. 

 

«Известия» направили запрос в НОВАТЭК и «Газпром» относительно возможности увеличения поставок СПГ в Японию и Южную Корею.

Некоторые специалисты считают, что небольшие прибавления поступлений от «Сахалина-2» возможны в случае хороших климатических условий, но радикального наращивания поставок с этого направления ждать не стоит.

Нормализация отношений Москвы с Сеулом и Токио

Восстановление торговых отношений РФ с Южной Кореей и Японией тесно связано с общей нормализацией диалога двух стран. Посол Японии в Москве Акира Муто заявил, что Токио готов к возобновлению переговоров с Россией по мирному договору, когда позволит ситуация. Подготовительную работу к возвращению сотрудничества с Россией ведут и японские компании: в СМИ утверждают, что Toyota, например, недавно организовала закрытую встречу с бывшими дилерами из РФ, намекнув, что компания может вернуться, как только «ситуация изменится».

В то же время быстрой нормализации ожидать не стоит: в Японии неоднократно заявляли, что сохранят санкции против РФ до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт на Украине. В апреле Токио согласился на передачу разведданных ГУР Украины. Более того, Киев ожидает от Японии около $3 млрд за счет доходов от замороженных активов России по программе экстренного кредитования G7.

Перспективы восстановления отношений РФ и Южной Кореи зависят от переговоров Ли Чжэ Мена и Дональда Трампа. Сеул не выступает в роли самостоятельного игрока и последует примеру США, уверен Ким Ен Ун.

— А если Россия и Америка договорятся, тогда у нас и с Сеулом будут хорошие отношения, потому что главный внешний партнер Южной Кореи — США. Внешняя политика РК осуществляется исходя из того, как действует Вашингтон в отношении других стран. С нашей стороны желание нормализовать отношения есть, — полагает эксперт.

Однако прежней практики, когда Россия старалась быть посредником в диалоге между Северной и Южной Кореей, уже не будет, поскольку Пхеньян стал союзником Москвы. Впрочем, дальше заявлений о необходимости налаживания межкорейского диалога дело не идет. Это может быть связано и с тем, что правительство Республики Корея пока до конца не сформировано, резюмировал Ким Ен Ун.

Несмотря на некоторое стремление Южной Кореи и Японии начать нормализацию отношений с Россией в каких-то сферах, они не предпринимают конкретных шагов, наблюдая за ходом переговоров Москвы и Вашингтона. Россия неоднократно говорила, что готова к диалогу, однако нужно учитывать, что Сеул и Токио оглядываются на США, а их автономность в отношениях с Россией можно считать ограниченной.

А диалог с Вашингтоном у Москвы остается сложным: Дональд Трамп недоволен прогрессом в переговорах РФ и Украины и угрожает ввести санкции в отношении покупателей российских энергоресурсов. Речь идет прежде всего об Индии и Китае — главных импортерах нефти из РФ. Однако Пекин и Нью-Дели вряд ли поддадутся давлению: КНР покупает нефть из Ирана, который также находится под жесткими санкциями. Кроме того, Вашингтон явно не решится пожертвовать торговлей с самыми быстрорастущими экономиками мира.

Автор: Кирилл Фенин

Источник: Известия, 21.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики