Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Евросоюз не выполнит условия сделки с США по нефти и газу

Юшков: Евросоюз не выполнит условия сделки с США по нефти и газу

Несмотря на то, что поставки газа из России в Европу за последние четыре года сократились в десять раз, России по-прежнему не стоит сбрасывать европейский рынок со счетов, тем более, что политическая ситуация может измениться, сказал НСН Игорь Юшков.

Заявления о том, что Евросоюз будет закупать у США энергоносители на $250 млрд в год, — не более, чем попытка приукрасить итоги состоявшейся сделки. Кроме того, ни США, ни ЕС не могут указывать своим энергетическим компаниям, с кем им торговать. Об этом НСН заявил эксперт Финансового университета при правительстве России и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

США намерены занять подавляющую долю европейского рынка энергоносителей. Согласно рамочному соглашению между США и ЕС, совокупная стоимость их поставок в Евросоюз составит $750 млрд на ближайшие три года. Таким образом, объем американского импорта в европейском энергобалансе может достичь 67,5%, сообщило издание «Известия». При этом в Евросоюзе должны полностью отказаться от российских поставок. Эксперты считают, что доведение стоимости поставок до $250 млрд в год возможно только при одном условии — резком повышении стоимости американских энергоресурсов для европейских потребителей. По словам Юшкова, закупки нефти и газа у США на такую сумму невозможны.

«Торговлей углеводородами занимаются коммерческие компании, а не государство. Ни у Евросоюза, ни у США нет полномочий указывать своим энергетическим компаниям, с кем и чем торговать. Европа в год закупает нефти и газа у США примерно на $70 млрд, поэтому закупить на $750 млрд за три года, думаю, невозможно, это нереалистично выглядит со стороны Евросоюза. Подобные заявления — лишь попытка приукрасить результаты сделки. Кроме того, ЕС и США не могут заставить энергетические компании нарушить контрактные обязательства перед “Газпромом”, а Венгрию и Словакию не могут заставить отказаться от российской нефти. Конечно, можно было бы перейти на американские поставки, но у России закупается сорт Urals, это тяжелый сорт, при переработке которого получаются большие выходы нефтепродуктов — дизеля, бензина. Американская нефть легкая, и выход нефтепродуктов из нее будет меньше, это невыгодно европейцам», — сказал Юшков.

По мнению собеседника НСН, России не стоит списывать со счетов европейский рынок.

«Он остается для нас довольно крупным. Мы туда поставляем нефть в районе 20 млн тонн в год по нефтепроводу “Дружба” в Венгрию и Словакию — для них это самый выгодный источник поставок нефти, от которого они пока не собираются отказываться. Газ мы также поставляем, хоть и в несколько раз меньше: если в 2021 году мы поставили $160 млрд кубометров, то в этом году будет примерно $16-17 млрд кубометров. В любом случае европейский рынок не стоит списывать со счетов, любые поставки для нас выгодны. Когда “Газпром” добывает этот газ, он платит налог на добычу полезных ископаемых в бюджет, когда вывозит его, платит экспортную пошлину в размере 30% от рыночной цены, поэтому это выгодно и на корпоративном уровне, и для бюджета. Кроме того, может измениться политическая ситуация, могут начаться разговоры о том, чтобы хотя бы частично восстановить поставки российского газа, а там есть неповрежденные газопроводы (одна из ниток “Северного потока-2”, газопровод “Ямал — Европа” через Белоруссию и Польшу в Германию, даже украинская газотранспортная система). Да, восстановить поставки будет сложно, но возможно. Если от политики мы опять придем к экономике, ситуация может измениться», — подытожил он.

Ранее Юшков заявил, что потеря европейского рынка для российского сжиженного углеводородного газа окажется незначительной, потоки направят на внутреннего потребителя, для которого он может подешеветь, а после налаживания логистики — и на азиатский рынок.

Автор: Дмитрий Меньшиков

Источнки: НСН, 29.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики