Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Морской сбой

Морской сбой

Экспорт дизеля из России в июле снизился

Отгрузки дизельного топлива из РФ морем в июле показали снижение в связи с сокращением поставок в Турцию и Бразилию. Последняя увеличила закупки у других поставщиков под влиянием угроз США в отношении покупателей российского топлива. В начале августа ситуация усугубилась аварийными остановками на НПЗ. Аналитики считают, что повреждение перерабатывающих мощностей может привести к падению экспортных объемов на 15–20% по итогам августа.

Морской экспорт дизельного топлива из России в июле 2025 года сократился на 0,16% к предыдущему месяцу, до 3,36 млн тонн, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Показатель превысил уровень июля 2024 года на 2,71%.

В ЦЦИ основным фактором снижения отгрузок называют сокращение поставок в Бразилию почти вдвое, до 268,3 тыс. тонн, а также уменьшение STS-перевалки (с судна на судно; идет в Греции, Румынии, Италии, Португалии, Мальте и на Кипре) на 55,9%, до 166,9 тыс. тонн. Объем морского экспорта дизеля в Турцию в июле снизился на 14,07%, до 1,14 млн тонн, в Африку — на 11,93%, до 437,97 тыс. тонн.

Сергей Цивилев, глава Минэнерго, о ремонтах на НПЗ, июль 2025 года, «Интерфакс»:

«Иногда возникают моменты, что срок проведения ремонта сдвигается от плана».

Аналитик ЦЦИ Давид Мартиросян связывает снижение экспорта в Бразилию с ростом закупок у других поставщиков — в частности, Индии и США, которые значительно увеличили свои поставки. Аналитики S&P Global Commodities at Sea указывали, что поставки нефтепродуктов из РФ в Бразилию сокращаются в связи с угрозами США ввести повышенные пошлины против покупателей российской продукции. 6 августа президент США Дональд Трамп подписал указ о введении с 27 августа дополнительных 25-процентных пошлин для Индии в ответ на закупки российской нефти.

Турция с 2022 года остается крупнейшим импортером российского дизельного топлива и существенно опережает других покупателей, отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, Бразилия закупает российские нефтепродукты менее регулярно, так как, будучи экспортером нефти, сталкивается с нехваткой собственных перерабатывающих мощностей. Аналитик рынков нефти «Пролеум» Андрей Дьяченко говорит, что поставки дизеля из РФ в африканские страны остаются стабильными, в том числе благодаря меньшей зависимости региона от США.

В первые дни августа на сокращение экспорта повлияли аварийные остановки НПЗ после атак БПЛА.

По оценке Андрея Дьяченко, за первые шесть дней месяца среднесуточный суммарный экспорт дизеля из РФ снизился на 25–27% к июлю. Снижение, продолжает он, затронуло почти всех поставщиков и связано с плановыми ремонтами и аварийными остановками НПЗ. При этом, полагает господин Дьяченко, уже нанесенный ущерб заводам вряд ли удастся компенсировать за счет резервов или переноса ремонтов. В результате объем поставок дизеля из РФ в августе может сократиться на 15–20%, считает аналитик.Как указывает Игорь Юшков, РФ производит дизеля примерно вдвое больше, чем потребляет, поэтому при снижении переработки часть экспорта может быть перенаправлена на внутренний рынок. Летний сезон и потребности сельского хозяйства поддерживают высокий спрос, который, по прогнозу господина Юшкова, начнет снижаться лишь к октябрю-ноябрю. Он также отмечает, что у России есть незадействованные мощности по выпуску дизеля, что в случае необходимости позволит нарастить производство. Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин добавляет, что экспортные поставки в ближайшие недели могут быть обеспечены за счет запасов.

Экспорт дизеля из РФ по железной дороге в июле вырос на 24% к июню, до 398 тыс. тонн, на фоне увеличения спроса в Центральной Азии, говорится в обзоре ЦЦИ.

Так, поставки в Монголию подскочили на 50% за месяц, до 188 тыс. тонн, в Киргизию — на 26%, до 71 тыс. тонн. Казахстан сократил импорт на 53%, до 31 тыс. тонн, из-за возобновления работы Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) мощностью переработки 6 млн тонн в год, который был остановлен с 18 июня по 17 июля, указывают в ЦЦИ. По данным аналитиков, объем российского дизельного топлива, который Казахстан активно закупал в период ремонта на ПНХЗ, в июле перенаправлен в Узбекистан: экспорт в страну вырос в два раза, до 43 тыс. тонн.

Автор: Ольга Семеновых

Источник: Коммерсантъ, 10.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики